Что такое церковная записка

В записках, подаваемых для помино­вения, пишут имена только тех, кто кре­щен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии».

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние чело­века, но и его духовное состояние, мате­риальное благополучие. И если мы мо­лимся о здравии человека, который сде­лал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброже­латель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окру­жающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и бла­годенствия.

Слово Божие учит, что каждому необ­ходимо молиться не только за себя, но и за других: молитесь друг за друга (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

В императорской России все молебны начинались с имени Государя Импера­тора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой се­мьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя наше­го Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставлен­ного от Бога духовного владыку, заботя­щегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.

Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: прежде все­го прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятеж­ную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю наше­му Богу, Который хочет, чтобы все лю­ди спаслись и достигли познания истины (см.: 1 Тим. 2, 1-4).

Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас настав­ляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: Поминайте настав­ников ваших (Евр. 13, 7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сде­лали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого ис­полнил закон (Рим. 13, 7-8).

Наконец, если у вас есть недобро­желатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: Лю­бите врагов ваших, благословляйте про­клинающих вас, благотворите ненавидя­щим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель мо­лился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих впи­сывал имя своего недоброжелателя в за­писку о здравии рядом со своим име­нем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении». В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в зем­ной жизни, помог, научил.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Гос­подь говорит в Святом Евангелии: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие срод­ники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну Главу — Господа Иисуса Христа. Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа уми­раем: и потому, живем ли или умира­ем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над ЖИВЫМИ (см.: Рим. 14, 8-9).

Единство и общение наше с умер­шими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она произво­дит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, дока­зывая действительное общение души мо­лящегося с душами тех, за кого возно­сится молитва.