Как совершается поминовение живых и усопших на проскомидии

Как же совершается в храме возноше­ние Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к ней начинается во время проскомидии.

Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние хри­стиане сами приносили в храм хлеб, ви­но, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находя­сь^ 291 щихся в храме, — так же, как скрытно неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры при­дано название Агнец. Эта просфора, «аг-ничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Аг-ничная просфора и служит собственно для причащения.

Из второй просфоры, «богородич­ной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица уклады­вается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичин-ной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, про­роков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоа-кима и Анны и того святителя, имени ко­торого совершается литургия. Эти выну­тые частицы полагаются по правую сто­рону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель при­ступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патри­архе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти выну­тые частицы — сначала за живых, ни­же — за усопших.

Затем священником вынимаются ча­стицы из просфор, поданных верую­щими.

В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проско­мидию.

После прочтения каждого имени, ука­занного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи» (указывается напи­санное нами имя).

Эти вынутые по нашим запискам ча­стицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это — первое, невидимое молящи­мися поминовение тех, чьи имена напи­саны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим за­пискам, лежат на дискосе, рядом с части­цами, вынутыми из особых богослужеб­ных просфор.

Это — великое, святое место! Ча­стицы, лежащие в этом порядке на дис­косе, символизируют всю Церковь Хри­стову.

«На проскомидии образно представ­ляется собранной около Агнца, вземлю-щего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии; помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов, — пишет святой праведный Иоанн Крон­штадтский о частицах, вынутых из про­сфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Ма­терь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается Божествен­ная, всемирная, пренебесная, всеобщи-тельная литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, прино­симые о живых и умерших, являются очистительной жертвой за наши грехи.

Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправле­нием жизни, милостыней, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в Тело Господне, при извлечении их не бывает воспомина­ния Христовых страданий; при возноше­нии Святого Агнца, во время возглаше­ния «Святая святым», эти частицы не поднимаются для таинственного воздви­жения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя.

Для чего же они приносятся?

Для того чтобы посредством их веру­ющие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освяще­ние и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Боже­ственной Кровью, вся исполняется свя­тыни и духовных дарований и ниспосыла­ет их тому, о имени которого возносится.

После того как все причастники при­общатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возра­довались на небесах, живые же и мерт­вые, чьи имена указаны в записках, омыв­шись самой пречистой Кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произно­симые при этом священником: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кро­ви ю Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь имен­но здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.

Жертва, принесенная Господом на­шим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приноси­мая на святом престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.