Отцовство как предназначение мужчины в семье

Предназначение мужчины в семье — отцов­ство. Это отцовство распространяется у него не только на детей, но и на жену. Глава семьи в от­вете за них, обязан их хранить, стараться жить так, чтобы они ни в чём не испытывали нуж­ды. Мужская жизнь должна быть жертвенной — в трудах, в служении, в молитве. Отец должен быть во всем примером. И это не зависит от его образования, чинов и должностей. Важно само отношение мужчины к его делу: оно должно быть возвышенным. Поэтому у мужчины, целиком по­святившего себя только зарабатыванию денег, скорее всего, не будет хорошей семьи, поскольку примером для детей и авторитетом для жены он в полной мере быть не сможет.

Семья воспитывается, дети возрастают на при­мере того, как отец исполняет своё служение. По­этому даже длительное отсутствие отца может играть большую воспитательную роль. Например, военнослужащие, дипломаты, моряки могут мно­гие месяцы находиться вдали от своих близких, но их дети при этом будут знать, что у них есть отец — герой и труженик, который занят таким важным делом — служит Родине.

Это такие, конечно, самые разительные при­меры, но исполнение своего долга должно быть на первом месте вообще у каждого мужчины. И это спасает семью даже от скудости и бедности жизни. Из Священного Писания мы знаем, что, когда человек после грехопадения был изгнан из рая, Господь сказал, что мужчина будет в поте лица зарабатывать свой хлеб. Но в Евангелии ска­зано: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Это значит, что если человек исполняет волю Божию, ищет Царства Божия, то Господь Сам приклады­вает достаток ему и всей его семье.

Мне кажется, что у русского человека есть особенность: он может участвовать только в великих делах. Ему не интересно просто работать ради денег. То, что называют бизнесом — для русского слишком мелко. И если, бывает, он работает только ради денег, то почти всегда при этом ему тоскливо и скучно. Ему безрадостно оттого, что он не может себя реализовать, — мужчина должен не просто трудиться, а чувствовать свой вклад в некое важное дело. Вот, к примеру, развитие ави­ации: человек может быть главным конструкто­ром КБ, а может — обыкновенным заводским то­карем, это не имеет значения. Причастность к такому великому делу будет одинаково вдохнов­лять этих людей. Потому-то в настоящее время, когда великие задачи почти не ставятся ни в на­уке, ни в культуре, ни в производстве, роль муж­чины сразу оскудела. Некое уныние у мужчин на­блюдается, потому что только добывать деньги для православного человека, для русского чело­века — задача слишком простая и не соответ­ствует высоким запросам души.

Мужчины готовы отдать свой труд, своё время, силы, здоровье, а если надо, и жизнь на служе­ние, для исполнения долга. Так, несмотря на не­патриотичные и корыстные установки несколь­ких последних десятилетий, наши люди по-прежнему готовы по первому призыву Родины встать на её защиту. Сейчас мы это видим, когда наши офицеры и солдаты сражаются, проливая кровь. Для нормального мужчины это очень есте­ственно — быть готовым за Отечество, за свой на­род, за свою семью жизнь отдать.

Многие жёны не понимают и обижаются, когда мужчины больше внимания уделяют своему делу, чем семье. Особенно ярко выражено это у людей науки и творческих профессий: учёных, писателей, художников. Или у тех, кто тесно свя­зан с природой, например занимающихся сель­ским хозяйством, кто иной раз должен буквально сутками работать на земле или ферме, чтоб не упустить подходящее время. И это правильно, если мужчина отдаётся весь тому делу, которым занимается. И когда он исполняет Божию волю не корысти ради, не денег ради, тогда эта жизнь его очень благодатна и увлекательна.

Мы должны понимать, что, когда предстоим пред Богом, наше «хочу — не хочу» отпадает. Го­сподь ведь смотрит не на то, чего мы хотим, а на то, что можем сделать. Поэтому поручает дела в соответствии с нашими призванием, способно­стями и устремлениями. И нужно желать не «сво­его хотения», а того, что нам Богом поруче­но, желать исполнить все повеленное (Лк. 17, 10). Каждый человек и каждая семья, как соборное Целое, как малая Церковь, должны исполнить по­зленное.

Мужчине важно понимать, что упущенная возможность — это возможность, упущенная на-Всегда. И если сегодня Господь подвигает тебя на что-либо, то именно сегодня это нужно сде­лать. «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», — говорит пословица. Поэтому мужчина должен быть лёгким на подъем — вста­вать, идти и делать то, что должен. А если отло­жишь на завтра, то завтра Господь может уже эту возможность не дать, и будешь потом добиваться того же очень долго и очень большим трудом, если вообще добьёшься. Нужно не лениться, ло­вить этот момент призвания Божия. Это очень важно.

Увлечённого своим делом мужчину надо вся­чески поддерживать. Даже когда он тратит на это всё свободное время, не нужно его отвле­кать, а надо потерпеть. Наоборот, хорошо всей семьей стараться участвовать в этом занятии. Это ведь очень интересно. Например, увлечён­ный своей работой отец-токарь домой приносил токарные резцы, и дети с рождения вместо игру­шек играли ими. Брал сыновей с собой на ра­боту, рассказывал про станки, все объяснял, по­казывал, давал самим попробовать. И все его три сына пошли учиться на токарей. В таких усло­виях вместо праздного времяпрепровождения у детей появляется интерес к участию в серьёз­ном деле.

Увлечённость своим делом передаётся от отца детям, которые с радостью идут потом по его сто­пам. Пусть иногда они это делают по инерции, но когда освоят отцовскую профессию, даже если Господь потом призовёт их на другое дело, всё это пойдёт им на пользу и пригодится в жизни. По­этому отец не должен роптать и жаловаться на свою работу: вот, мол, какая она тяжёлая и скуч­ная, — иначе дети подумают: «Да зачем нам это нужно?»

Жизнь мужчины должна быть достойной — открытой, честной, целомудренной, трудовой, чтобы её не стыдно было показывать детям. Нужно, чтобы жена и дети не стеснялись его ра­боты, его друзей, его поведения, его поступков. Удивительно, что когда сегодня спрашиваешь старшеклассников, то многие из них толком не знают, кем работают их отцы и матери. Раньше дети очень хорошо знали жизнь, занятие, увлече­ния своих родителей. Их нередко брали с собой на работу, и дома постоянно обсуждали трудовые дела. Теперь же дети могут ничего не знать о своих родителях и даже не интересоваться. Иной раз у этого есть и объективные причины: когда роди­тели занимаются зарабатыванием денег, то спо­собы не всегда благочестивы бывают. Случается также, стесняются своей профессии, понимая, что это занятие не вполне их достойно — их спо­собностей, образования, призвания. Бывает даже, что ради дохода жертвуют своим достоинством, личной жизнью, окружением. В таких случаях при детях ничего и не говорят, не рассказывают.

Мужчина должен понимать, что жизнь пере­менчива, и в трудных обстоятельствах не стоит сидеть сложа руки, страдая и стеная, а нужно браться за дело, пусть хоть маленькое. Есть много людей, которые сидят без работы, потому что хо­тят получать сразу много, считают не достойным для себя низкий заработок. В итоге в семью не приносят ни копейки. Нужно быть смиренным — начинать с малого, себя проявить и показать, на что способен. В тяжёлые времена не стоит гор­диться и мечтать, а следует думать, как прокор­мить семью, и всё возможное для этого делать. В любых обстоятельствах ответственность за се­мью, за детей у мужчины остаётся. Поэтому во времена «перестройки» многие высококлассные и уникальные специалисты соглашались ради се­мьи на любую работу. Но времена меняются, и те, кто сохранил свое достоинство, трудолюбие, в конечном счёте оказываются очень востребо­ваны.

Одного рабочего спросили, что такое счастье. И он ответил народной мудростью: «Для меня счастье, когда утром мне хочется идти на работу, а вечером хочется идти с работы домой».