Послушайте меня, дети мои

Поучение князя Владимира Всеволодовича Мономаха

Князя Владимира Всеволодовича Мономаха очень любили на Руси. Вероятно, народные эпи­ческие песни о временах Киевского князя Влади­мира Красное Солнышко, так называемые бы­лины Владимирова цикла, относятся не к одному равноапостольному Владимиру, но и к Владимиру Мономаху, так что в поэтической памяти народа эти два лица слились в одно.

Прозвание Мономаха он получил по матери — дочери Византийского императора Константина Мономаха. Он был сыном Всеволода, любимей­шего из сыновей Ярослава Мудрого. Сердце его с юности было открыто нуждающимся, он щедро творил милостыню, не считая средств. Поскольку при этом Владимир Всеволодович рачительно и мудро вел хозяйство, казна его не оскудевала. Благоговейный князь имел дар сердечной мо­литвы и слёз. Мономах получил разностороннее образование, был мужественным, решительным воином, грозой половцев, а также искусным охот­ником и ловцом диких зверей. Владимир Моно­мах совершил на своем веку 83 больших похода и поездки. Умный, красивый, сильный, мужествен­ный князь являл собой образец правителя, горячо преданного Отечеству, а также любящего мужа и отца.

В X веке и в первой половине XI века Русь тер­пела набеги печенегов, с половины XI века их сменили половцы. При внутренней безладице и княжеских усобицах, Русь не могла оградить себя и избавиться от такого соседства, тем более, когда князья сами приглашали иноплеменников в своих междоусобиях друг против друга.

Однажды, огорченный междоусобицей кня­зей, Владимир Мономах для утешения душевного прибегнул к любимому занятию — чтению Псал­тири и, вдохновленный стихами псалма, написал «Поучение» своим детям, показывая им, какими должны быть русские князья.

Поучение Владимира Мономаха

Я, худой, дедом своим Ярославом, благосло­венным, славным, нареченный в крещении Васи­лием, русским именем Владимир отцом возлюб­ленным и матерью своею из рода Мономахов. …Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воз­дал хвалу Богу, Который меня до этих дней, греш­ного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню по­давайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

…Научись, верующий человек, быть благоче­стию свершителем, научись, по евангельскому слову, очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавле­нию, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хули­мый — молчи, умертви грех. Спасайте угнетён­ного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю (Ис. 1, 17-18) и прочее.

Поистине, дети мои, разумейте, что Человеко­любец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А Господь наш, владея и жизнью и смер­тью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Гос­подь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и по­беждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и Царствия Небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забы­вайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затвор­ничеством, ни монашеством, ни голоданием, ко­торые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

Что есть человек, что Ты помнишь его?(1с. 8, 5). «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои; разум че­ловеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое во­веки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устро­ено, или как солнце, или как луна, или как звёзды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Гос­поди, Твоим Промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим Промыслом, Гос­поди! И этому чуду подивимся, как из праха соз­дал человека, как разнообразны человеческие лица, — если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Бо­жьей мудрости. И тому подивимся, как птицы не­бесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повеле­нию, чтобы наполнились леса и поля. Всё же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей весе­лят; а когда не повелишь им, то, и имея язык, онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!» Всякие чудеса и эти блага сотворил и со­вершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!

…Послушайте меня, дети мои; если не всё примете, то хоть половину. Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слёзы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал Ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте, и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молит­вой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если ‘ других молитв не умеете сказать, то «Господи, по­милуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.

Всего же более убогих не забывайте, но, на­сколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте( сильным губить человека. Ни правого, ни вино­вного не убивайте и не повелевайте убить его;’ если и будет повинен смерти, то не губите ника­кой христианской души. Говоря что-либо, дурное11 или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать (приносить клятву, да­вать присягу. — Ред.) братии или кому-либо, то, проверив сердце своё, на чём можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.

Епископов, попов и игуменов чтите, и с любо­вью принимайте от них благословение, и не устра­няйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; всё это, что Ты нам дал, не наше, но Твоё, поручил нам это на несколько дней. И в земле ни­чего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем сами на­блюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторо­жей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вста­вайте рано; а оружия не снимайте с себя второ­пях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от ого ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отро­кам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сё­лам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то — пищей и питьём: ибо они, про­ходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покой­ника проводите, ибо все мы смертны. Не пропу­стите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не да­вайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Если будете забывать это, то чаще перечи­тывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хо­рошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в по­стели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрени воз­давши Богу хвалу, потом на восходе солнца и уви­дев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, дав­ший мне свет Твой дивный!» И еще: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных гре­хах моих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дру­жиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.

…Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберёгся, то никто из вас не мо­жет повредить себя или быть убитым, пока не бу­дет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от неё, но если и хорошее дело — осте­регаться самому, то Божие сбережение лучше че­ловеческого.