Правила поведения молящихся в храме

В храм приходите к началу богослуже­ния. Если все же опаздываете, будьте осторожны, чтобы не помешать молитве других.

Во время службы старайтесь не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. При открытых Царских вратах не положено ходить между аналоем, на кото­ром находится икона, и амвоном, то есть пространством перед Царскими вратами.

Прикладываться к иконам тоже сле­дует перед началом богослужения и по­сле него или в установленное время — например, на всенощной за елеепомазанием. Некоторые моменты службы требуют особого сосредоточения: шестопсалмие, чтение Евангелия, песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» великое славословие «Слава в вышних…» на всенощной; молитва «Едино­родный Сыне…» и вся литургия, начиная «Иже Херувимы…».

В это время за литургией происходит самое важное — свя­щенник молится о ниспослании Святого Духа на предложенные на престоле хлеб и вино, благодарит Бога от лица всех нас за Его великие благодеяния к нам, и, на­конец, сходит Сам Дух Святой, и хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христо­выми. Об окончании пресуществления Даров нам говорит земной поклон свя­щенника перед престолом или, если врата закрыты, то возглас «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней слав­ней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» и песнопение «До­стойно есть». Нарушать благоговение этих священных минут — кощунственно.

В храме можно молчаливым покло­ном поздороваться со знакомыми, но ни о чем не спрашивать. Не любопытствуйте и не всматривайтесь в окружающих вас, а молитесь с искренним чувством, вни­кая в порядок и содержание службы.

Молитесь как участвующие в богослу­жении, а не присутствующие только чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца; внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем мо­лится и вся Церковь. Читать во время службы другие молитвы по молитвослову, например правило ко причащению, кото­рое вы не успели дочитать дома, — зна­чит проявлять ужасное неуважение к со­вершающейся Божественной службе.

В храме должно стоять, но в случаях нездоровья или усталости можно сесть и отдохнуть. Хорошо сказал о немощи те­лесной святитель Московский Фила­рет: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». При чтении Псалтири, канона, часов, Апостола разрешается си­деть. Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно стоять.

Когда священнослужитель совершает каждение по храму, нужно посторо­ниться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить го­лову. Священник или диакон с амвона сначала кадит священников, если они стоят посреди храма, потом чтецов и пев­чих и лишь потом народ. Наклонять го­лову нужно только тогда, когда кадят именно вас, а не священников. Кре­ститься в это время не следует. Также неправильным является распространив­шийся в последнее время обычай стоять согнувшись на всем протяжении кажде­ния храма, поворачиваясь в таком со­гнутом положении вслед за кадящим священнослужителем.

Склонять голову принято и когда от­крывают или закрывают Царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием. Во время освящения святых Даров на литур­гии, когда священник в алтаре кладет земной поклон (в конце песнопения «Тебе поем»), нужно, если в храме не очень тесно, и нам совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совер­шают их и после причастия. В эти дни творят поясные поклоны, касаясь рукой пола.

Коленопреклонение (стояние на ко­ленях, а не поклон) бывает в храме только во время чтения особых коленопрекло­ненных молитв. В других случаях стоять на коленях за богослужением в Православ­ной Церкви не положено. Тем более не­уместно и даже неграмотно становиться на колени, просто услышав то песнопе­ние, которое вы знаете и любите.

До конца богослужения без крайней необходимости не уходите из храма.

Главное за богослужением — это вза­имная любовь прихожан, молитва и вни­мание к содержанию службы.

Если вы пришли не к началу службы, не нужно стремиться во что бы то ни стало пробраться поближе к алтарю. Тем более если вы вошли в храм во время чте­ния шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской песни на литургии (когда завершается преложение святых Даров), постойте у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным по­ведением, так же нельзя создавать бес­порядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы по­ставить ее самому. Если кто-то опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благо­чиния.

Дети в церкви должны стоять рядом с родителями, вместе с ними подходить к причастию, ко кресту. Для детей, осо­бенно маленьких, непосильны продол­жительные службы, поэтому не надо тре­бовать от ребенка того, чего он не может. Если маленький ребенок расплакался, его нужно сразу вывести или вынести из храма.