Рубрика:

Советы

О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы; ибо она возносится от целого собора людей в числе которых, может, много есть чест­нейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, которые Он приемлет как кадило благовонное, с которыми и ваши, хотя немощные и ничтожные, при­емлются. Совет мой вам: не оставлять церковной молитвы, но смиренно в ней молиться…

Преподобный Макарий Оптинский

Как заказать молебен

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Молебен — это особое богослужение, при котором просят Господа, Богоро­дицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед ли­тургией и после нее, а также после утрени и вечерни.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и так далее.

Другие молебны принадлежат к част­ному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происхо­дит малое освящение воды.

Записка на молебен начинается с ука­зания, какому святому возносится моле­бен, пишется, о здравии он или о упокое­нии. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на мо­лебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом слу­чае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же обычный, без водосвятия.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.

Чем отличается церковная молитва от домашней

Бог присутствует везде, но в храмах Его присутствие проявляется особенным образом. Господь наш Иисус Христос устроил на земле Церковь для того, что­бы она вела всех ко спасению и вечной жизни.

Церковь — это общество людей, кото­рые содержат единую православную веру, освящаются Святыми Таинствами и нау­чаются духовными пастырями.

Церковь — дом Божий; в ней неви­димо присутствует Царь Небесный, и мы должны с особым усердием посещать храмы, чтобы быть ближе к Богу, как об этом говорил Христос: Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18, 20). По слову Спасителя, Церковь будет пребывать вечно. Создам Церковь Мою, и врата ада (то есть все силы зла) не одолеют ее (Мф. 16, 18), — сказал Хри­стос. Он же обещал пребывать всегда с Церковью: Вот, я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20).

Если Спаситель устроил Святую Цер­ковь и обещал всегда пребывать в ней, то значит — без Церкви мы и спастись не можем. Кто удаляется от Церкви, тот уда­ляется от Христа. Нужно твердо пребы­вать в ней, чтобы никакие силы, даже и смерть, не отклонили нас от Святой Церкви. Святые Отцы учили, что «вне Церкви нет спасения». Святой Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь спастись? Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты вну­три сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви: нет ни­чего в мире сильнее ее. Она — твоя на­дежда, в ней — твое спасение».

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставлен­ным для того, чтобы совершать священ­нодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15, 16).

Пострадав за грехи людей, умерев за нас на кресте и воскреснув из мертвых, Спаситель вознесся на Небо, но оставил на земле особых лиц, которые должны были продолжать Его дело, то есть учить людей вере Его и вести их к вечной жизни. Эти лица были святые апостолы, которым Спаситель сказал: Идите на­учите все народы, крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

Апостолы были первыми духовными пастырями. После себя они поставили других людей продолжать дело Божие. Итак, до сих пор есть и до конца мира будут в Церкви духовные пастыри, кото­рые должны вести дело Божие на земле Святой апостол Павел писал христиа­нам, что Христос поставил пастырей и учителей для совершения святого дела (см.: Еф. 4, 11-12). Каждый добрый христиа­нин должен слушать пастыря — как слу­жителя Христова. Так сказал об этом и Спаситель Своим апостолам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10, 16).

Каждый должен уважать и почитать пастырей как совершителей Таинств Бо-жиих и своих наставников. Святой апо­стол Павел так писал об этом: Повинуй­тесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо (потому что) они неустанно пекутся (заботятся) о душах ваших (Евр. 13, 17).

«Священника не суди, — говорил Ва­лаамский и Псково-Печерский старец иеросхимонах Михаил (Питкевич), — бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком таинстве он участ­ник. Одной его слезы покаяния, упавшей на престол, довольно, чтобы смыть все его грехи».

Великую силу имеют иерейские мо­литвы.

Святой праведный Иоанн Кронштадт­ский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина по­просила помолиться об успехе одного ее дела.

— Я не умею молиться, — смиренно отвечал отец Иоанн.

— Помолитесь, — продолжала про­сить женщина. — Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.

Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:

— Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.

Отец Иоанн стал поминать за литур­гией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:

— Вот вы, батюшка, только помоли­лись за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.

Этот случай так повлиял на молодо­го священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

О силе священнической молитвы пи­сал и святитель Иоанн Златоуст: «Одно „Господи помилуй", произнесенное в церкви, купно с собором верующих, стоит целой сотни земных поклонов твоей одинокой келейной молитвы… Для того священники и предстоят, чтобы мо­литвы народа, будучи слабы, соедини­лись с их сильнейшими молитвами, вме­сте с ними дошли до неба. Такая молитва имеет гораздо большую крепость, боль­шее дерзновение, чем молитва домаш­няя. Во время общественной молитвы не только люди возносят свой глас, но и Ан­гелы припадают ко Владыке и Архангелы молятся» (св. Иоанн Златоуст. Беседы на разные места Св. Писания. Беседа 3-я. О непостижимости).

Как молиться в церкви

«Кто хочет спастись, — пишет святи­тель Игнатий (Брянчанинов) — тот дол­жен хотя понемногу, но часто молиться Богу. В будни молись Богу дома: утром, восстав от сна, на ночь, отходя ко сну, перед обедом и перед ужином. Даже не позавтракай и не поужинай, не вспомнив о Боге и не изобразив на себе крестного знамения. В праздничные и воскресные дни должны принимать участие в обще­ственных церковных молитвах. Ходи к утрене, к всенощному бдению, к Боже­ственной литургии и к вечерне. Великое счастье для грешного человека, что ему

Дано посещать церковь Божию: он может умолить Бога, чтобы Бог простил ему грехи и даровал спасение».

Церковь призывает в дни праздников посетить храм, подготовиться и прича­ститься в этот день Святых Христовых Тайн, ослабить телесные труды (препо­добный Аристоклий Московский даже запрещал работать в праздники, говоря: «Праздничную работу взять и в печку бросить. Спорости не будет тому, кто в праздник работает»).

Конечно, христиане стараются посе­тить храм не только в дни праздников, но и в день рождения, день Ангела. «При­ходи чаще в Церковь славить Господа или соболезновать о своей духовной не­мощи и своей бедности духовной и гре­ховности, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Никто силь­нее и искреннее не поболит с тобою, как Церковь. Ее лучшие чада испытали все то, что ты испытал, немоществовали, как и ты, согрешали, как и ты. Она не таит от тебя, что язва греха лютая всех коснулась,уязвила, растлила. И все они плакали, молились, страдали, скорбели, подверга­лись великим искушениям — и тебе легче будет скорбеть, терпеть».

Преподобный Варсонофий Оптин-ский советует: «Посещайте храм Божий, особенно в скорби: хорошо встать в каком-нибудь темном уголке, помолить­ся и поплакать от души. И утешит Гос­подь, непременно утешит. И скажешь: „Господи, а я-то думал, что и выхода нет из моего тяжкого положения, но Ты, Гос­поди, помог мне!"

«Господь везде есть; но о храмах освя­щенных Он Сам сказал: будут очи Мои ту и уши, чтобы внимать молитвам рабов Моих, чего не сказал ни о каком другом месте, — пишет святитель Феофан За­творник. — Сие и помните, приходя сю­да, — помните, что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его. Помня, что Он видит вас, остерегайтесь сделать какое-либо неприличное движе­ние телом или на душе держать какие-либо пустые мысли и недобрые чувства.

Помня же, что Он готов услышать вас, просите у Него, что вам нужно, как бы вы просили то у родного отца своего, с теплою к Нему любовию и упованием. Господь всех любит, а детей больше всех любит, и всем Он помогает, а детям больше всех готов помогать. Когда еще был Он на земле, в одном месте, матери стали приносить к Нему детей, чтобы Он благословил их. Господь благословлял их, возлагал на них руки и на руки брал к Себе. Другие, думая, что это беспокоит Господа, не хотели допускать до Него более детей. Но Господь не велел им это делать, говоря: не мешайте детям прихо­дить ко Мне. Видите, как Он милостив к детям. Но как тогда, так и теперь все Он тот же. И теперь Он так же любит детей, как и тогда. И вас любит. И когда вы бу­дете приходить сюда, Он, верно, будет приближаться к вам, хоть невидимо, но действительно. И если вы будете держать себя, как следует, и душевно, и телесно, верно, благословит вас и руки Свои воз­ложит на вас, и обымет вас, и душе ва­шей даст почувствовать это Свое при­ближение и прикосновение. Вот почему и говорю вам: приходите сюда охотно и радостно и к Господу обращайтесь лю­бовно и благонадежно, как к родному отцу».

Справочник

БЛАГОСЛОВЕНИЕ священника име­ет важное духовное значение и великую силу. Святитель Иоанн Златоуст назы­вает священническое благословение «ду­ховным оружием, соделывающим хри­стианина безопасным от козней диа-вола».

Без благословения Божия никакое де­ло не может иметь успеха. Поэтому наши благочестивые предки старались начи­нать всякое дело после молитвы и при­няв благословение от священника.

Для принятия благословения надо по­клониться священнику, затем кресто­образно сложить свои руки — правую на левую — и сказать: «Благословите, ба­тюшка». Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — нала­гает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует. Иногда свя­щенник возлагает свою руку на голову мирянина. Для мирян мужчин имеет ме­сто и другой вид благословения: прини­мающий его целует руку, щеку и опять руку священника.

Распространенная ошибка людей ма­лоцерковных — накладывать на себя кре­стное знамение перед тем, как взять бла­гословение у священнослужителя («кре­ститься на священника»).

В период от Пасхи до отдания празд­ника (то есть на протяжении сорока дней) первыми словами приветствия являются: «Христос воскресе», с которыми обычно обращается мирянин, а священник отве­чает: «Воистину воскресе» — и благо­словляет.

«Не человек благословляет, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — а Бог его рукою и языком». Благословение священника так же, как и благословение ро­дителей, надо принимать с усердием, ве­руя, что через их благословение подаются нам благодать и милость от Самого Го­спода Бога.

ДЕНЬ АНГЕЛА (именины) — это осо­бый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадт­ский, и наши святые «вспомнили и хода­тайствовали за нас пред Богом».

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолиться за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому свя­тому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь [песнопение, в ко­тором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо. — Примеч. ред.] своему святому… Помни: ПОДОбнЫЙ ПОДОбнОГО ищет» (святой правед­ный Иоанн Кронштадтский).

Кроме тропаря хорошо выучить кон­дак (короткое песнопение, в котором из­ложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица) н иметь дома молитву святому. Самая простая молитва своему святому: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». Нужно узнать житие своего святого, ста­раться подражать ему и тем подвигам, ко­торыми отличался святой.

День Ангела, именины, не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм (служба святому начина­ется с вечера, накануне дня его памяти) и, заранее подготовившись, исповеду­ются и причащаются Святых Христовых Тайн.

В день именин дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины при­ходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в буд­ний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же вообще на Светлую седмицу.

ИСПОВЕДЬ (ТАИНСТВО ПОКАЯ­НИЯ) — проводится в храмах после ве­чернего богослужения или утром, перед началом литургии.

Перед исповедью необходимо испро­сить прощение у всех, перед кем счита­ешь себя виновным, и самому непре­менно всем простить.

Тот, кто не прощает своему ближнему, как может надеяться, что Бог простит ему его грехи?

Молитвы, читаемые священником перед началом исповеди, служат всту­плением и подготовкой к покаянию. Ка­ющиеся, молясь вместе со священником, признают себя виновными пред Богом и просят милосердного Господа простить, по безмерной Его благости, их грехи вольные и невольные, совершенные в ведении и неведении. По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит: «Се, чадо, Христос неви­димо стоит…» Вот как это звучит по-русски: «Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем со­грешил, не смущаясь, и примешь остав­ление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидительствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что ты при­шел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!»

На этом кончается первая часть по­следования и начинается исповедь перед священником каждого кающегося от­дельно.

Грехи на исповеди называются вслух, членораздельно.

«Бог хочет услышать от нас грехи не потому, что Сам не знает их, — писал преподобный Ефрем Сирин. — Напро­тив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения». Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, трудно отка­заться от попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия и от­сутствия покаяния.

Не надо бояться называть вещи сво­ими именами: прелюбодеяние, блуд, убийство зачатого плода — тяжелейшие грехи, нераскаянность в них лишает спа­сения, обрекает на вечные муки. Об этом надо говорить прямо и точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Надо ли рассказывать о грехе подробно? Преподобный Никон Оптинский советует: «Когда метут ком­нату, то не занимаются рассматрива­нием сора, а все в кучу да и вон. Так по­ступай и ты. Исповедуй свои грехи ду­ховнику, да и только, а в рассматривание их не входи».

На вопросы духовного отца не гово­рите: «Не помню, может быть, и в этом грешен». Чтобы не оправдываться забве­нием, нужно записывать свои грехи и, кроме того, исповедоваться чаще. Перед исповедью мы должны непременно по­стараться вспомнить все, чем мы согре­шили со времени прошлой исповеди.

Должно исповедоваться со скорбью и сокрушением сердечным о грехах, поло­жив в сердце своем твердую решимость не повторять те грехи, в которых каешься.

Наконец, исповедуйте грехи свои с верой в Господа Иисуса Христа и надеж­дой на Его милосердие. Ибо, только ве­руя и надеясь на Него, мы можем полу­чить прощение грехов. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праве­ден, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1, 9). Неправ­дой же является несоблюдение запове­дей, данных Господом.

Житейские вопросы, которые вас сей­час особенно волнуют, отложите до осо­бого разговора со священником.

Знак совершенного покаяния — чув­ство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же тру­ден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Кроме обязательной исповеди перед причащением, можно и нужно прийти на исповедь и в другие дни, когда совесть отягощена грехом.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО. Мо­литва — это беседа или разговор с Богом. Без молитвы не может быть духовной жизни. Молитва — это показатель живой души: если христианин любит молиться утром и вечером своего трудового дня и на молитве раскрывать своё сердце перед лицом Господа, если он тоскует без мо­литвы в храме Божием и ищет её — зна­чит, он живет внутренней духовной жиз­нью, стремится общению с Богом, забо­тится о своей душе. Если же он разлюбил молитву и перестал её ощущать — зна­чит, он уже засыхает или засох своей душой.

Молитвенное правило мирянина со­стоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно.

Домашние молитвы называются «ке­лейным правилом». Этим как бы указы­вается, что домашние молитвы не должны быть чем-то беспорядочным, случайным, а должны быть именно правилом, то есть должны быть составлены не произвольно, а по известному правилу, должны иметь более или менее определенный порядок и возможное постоянство.

Хотя в современных условиях нелегко найти время для исполнения молитвен­ного правила, каждому, сообразуясь со своим ритмом жизни, надо выработать правила молитвенной дисциплины и на­стоятельно их соблюдать.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела. В крайнем случае их произносят по дороге из дома. Вечер­нее молитвенное правило можно читать в свободное время до ужина или еще раньше — поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости.

«Надо приучить себя: не прочту ве­черних молитв — не лягу спать. Не про­чту утренних молитв — не буду есть, — советует архимандрит Георгий, намест­ник Тимашевского Свято-Духовного мужского монастыря. — Никакие другие молитвы не заменят утренних и вечерних молитв. Так, человек употребляет пищу, чтобы набраться сил для физической и умственной работы; любая еда — это пища для плоти, а для подкрепления души нужна духовная пища, которой всегда являлись утренние и вечерние мо­литвы. Их нужно читать ежедневно, не пропуская. Утренние молитвы, к при­меру, занимают всего двадцать минут — это вполне доступно для любого чело­века».

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. Можно рекомен­довать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, но это не заменяет молитву индивидуальную, а лишь допол­няет ее.

Многие слова в молитвенном правиле покажутся сперва непонятными, и по­тому перед тем, как читать молитвы, же­лательно вчитаться в них, перевести текст для себя с церковнославянского языка на русский, чтобы понимать значение каж­дого слова и ни одно слово не произ­носить бессмысленно или без точного осмысления.

Со временем основные молитвы, со­ставляющие утреннее и вечернее правило, надо стремиться выучить наизусть, тобы они глубже проникли в сердце и тобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.

Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Святитель Тихон Задонский поучает: «Прежде молитв тре­буется ни на кого не гневаться, не зло­биться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи».

Перед началом молитвословия сле­дует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом.

«Приступая к молитвословию, — со­ветует святитель Феофан Затворник, — утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем по­мысли, кто Тот, к Кому ты обратишься в молитве, и кто ты, имеющий теперь на­чать это молитвенное к Нему обраще­ние — и возбуди в душе соответствующее этому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого пред стояния Богу в сердце. В этом все приготовление — благоговейно стать пред Богом, — малое, но немалозначи­тельное. Тут полагается начало молитвы, доброе же начало — половина дела.

Так установившись внутренно, стань затем пред иконою и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвосло-вие: „Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", „Царю Небесный, Утешителю, Душе ис­тины" и прочее. Читай неспешно (в другом письме святитель добавляет «как на­распев». — Примеч. сост.), во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до серд­ца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного.

Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца до­води, иначе — понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Других правил не тре­буется… Читаешь: „очисти ны от всякия скверны" — восчувствуй свою скверноту, возжелай чистоты и с упованием взыщи ее у Господа. Читаешь: „остави нам долги наша, якоже же и мы оставляем должни­ком нашим" — и в душе своей всем про­сти, и сердцем, все всем простившим, проси себе у Господа прощения. Читаешь: „да будет воля Твоя" — и в своем сердце совершенно предай Господу твою участь и изъяви беспрекословную готовность бла­годушно встретить все, что Господу будет угодно тебе послать».

Молиться очень трудно. Как правило, внимание на молитве удается удержать не­сколько минут, а затем мысли начинают разбредаться, глаз скользит по словам мо­литвы — а наши сердце и ум далеки.

«Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь», — пишет преподобный Силуан Афонский.

В эти моменты Отцы Церкви советуют быть особенно внимательными. Святитель Феофан Затворник пишет, что мы должны заранее приготовиться к тому, что при чте­нии молитв мы бываем рассеяны, часто машинально читаем слова молитвы. «Когда во время молитвы мысль отбе­жит — возврати ее. Опять отбежит — опять возврати. Так каждый раз. Всякий раз, что прочтено будет во время отбегания мысли и, следовательно, без внимания и явства, не забывай перечитывать. И хоть бы твоя мысль несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одоле­ешь однажды это затруднение — в другой раз, может быть, оно и не повторится, или повторится не в такой силе…»

Многим помогает сосредоточиться про­изнесение молитв вслух или вполголоса.

Хорошо окончить молитвословие бла­годарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательно­сти.

«Кончишь свое молитвословие — не тотчас переходи к своим каким-либо за­нятиям, а тоже, хоть немного, постой и подумай, что это тобой совершено и к чему это тебя обязывает, стараясь, если дано что восчувствовать во время мо­литвы, сохранить то и после молитвы», — пишет святитель Феофан Затворник.

«Не тотчас кидайся на обыденные дела, — учит преподобный Никодим, — и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все окончил по отношению к Богу».

Окончив утренние молитвы, мы не должны думать, что в отношении к Богу все исполнено, и только вечером, во время вечернего правила, надо снова вер­нуться к молитве.

Добрые чувства, возникшие во время утренних молитв, заглушатся в суете и занятости дня. Из-за этого и нет охоты становиться на вечернюю молитву.

Надо стараться делать так, чтобы дуща обращалась к Богу не только тогда, когда стоим на молитве, но и в продолжение всего дня, всякое дело обращать во славу Божию и часто обращаться к Богу крат­кими воззваниями:

«При начале любого дела надо молит­венно взывать: „Благослови, Господи!", а по окончании дела благодарить: „Слава тебе, Господи". Страсть какая поды­мется, говори: „Спаси, Господи, поги­баю!" Находит тьма помышлений смути-тельных, взывай: „Изведи из темницы душу мою!" Предстоят неправые дела и грех влечет к ним, молись: „Настави мя, Господи, на путь" или „Не даждь во смя­тение ноги моея". Грехи подавляют и влекут в отчаяние, возопи мытаревым гласом: „Боже, милостив буди мне, греш­ному". Так и во всяком случае. Или про­сто почасту говори: „Господи, помилуй; Владычица Богородица, помилуй мя. Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити мя", — или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще де­лай эти воззвания, всяко стараясь, чтобы они из сердца исходили, как бы выжатые из него. Когда будешь так делать, частые будут у нас совершаться из сердца ум­ные к Богу восхождения, частые к Богу обращения, частая молитва, а это уча­щение сообщит навык умного с Богом собеседования» (святитель Феофан За­творник).

Молиться можно только по молит­вословам, которые рекомендованы к пе­чати Издательским советом Русской Православной Церкви и предназначены для мирян. Такие молитвословы прода­ются в храмах или церковных лавках. Если же вы купили молитвослов, не одо­бренный Церковью, то в нем могут быть напечатаны молитвы, искаженные, а за­частую и просто выдуманные. Люди, мало сведущие в Православии, видят текст, в котором упоминается имя Гос­пода, Богородицы, святых, и обольща­ются этим.

Часто в подобных изданиях помещены молитвы, читаемые для исцелений в раз­личных болезнях, для освящения дома, для изгнания нечистой силы и прочие.

Издатели таких молитвословов не знают, что многие из этих молитв взяты из Треб­ника, которым может пользоваться только священник. Даже диакон не имеет права и власти читать их. Не имеющие священнического сана, читая такие мо­литвы, просто оскверняются. Есть и дру­гая опасность чтения мирянами священ­нических молитв:

«Сейчас в газетах, журналах, книгах печатаются молитвы от недугов, и мно­гие пользуются этими молитвами, — предупреждает архимандрит Георгий, на­местник Тимашевского Свято-Духова монастыря, — а ведь это очень большой грех, так как молитвы эти берутся из церковно-богослужебных книг. Итак, если мирянин будет читать запрещенные для него молитвы (которые должен чи­тать только священник), то от такого са­мовольства бесы страшно ополчатся на такого человека. Человек, читающий мо­литвы для священников, становится ду­шевнобольным, то есть за подобный грех Господь попускает бесам вселяться в та­кого человека и творить с ним различные несчастья. К сожалению, эти молитвы сейчас публикуются в разных светских изданиях. Надо быть очень осторож­ными! И лучше всего не выискивать но­вых молитв, но молиться по обычному православному молитвослову».

Чтение Святого Евангелия и Псал­тири — это составная часть домашнего молитвенного правила. Ежедневно необ­ходимо прочитывать одну кафизму из Псалтири, две главы Апостола и одну главу Евангелия. Евангелие читается стоя (перед иконами с возжженной свечой или лампадой), Псалтирь и Апостол можно читать сидя.

МОЛИТВЕННЫЙ УГОЛОК. Каждый равославный христианин стремится устроить в квартире или доме молитвен­ный уголок. В народе такой уголок назы­вали «Божница», а место, где висели ико­ны — «красный (то есть красивый) угол».

«Каждому христианину, — учит «До­мострой», — нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на ико­нах написанные, их украсив, и поставить светильники, в которых во время молеб­ствия перед святыми образами возжига­ются свечи, а после служения — гасятся, закрываются занавеской от грязи и пыли, строгого ради порядка и для сохранно­сти. Постоянно следует их обметать чи­стым крылышком и мягкою губкой их протирать, а комнату эту всегда содер­жать в чистоте. К святым образам прика­саться лишь с чистою совестью, во время службы, при пении и молитве свечи воз­жигать и кадить благовонным ладаном и фимиамом. А образа святых расставля­ются по старшинству, сначала особенно почитаемые. В молитвах и в бдении, и в поклонах, и во всяком хвалении Бога нужно всегда воздавать им почесть — со слезами и с плачем, и со скорбным серд­цем, исповедуясь в своих прегрешениях, просить отпущения грехов».

По традиции, иконы должны стоять на полке, а не висеть на стене, как кар­тины. Если нет возможности устроить для икон специальное место, можно по­ставить их на отдельную полку в шка­фу или серванте. Место это надо содер­жать в чистоте.

Здесь же, возле икон, должны хра­ниться Священное Писание, Псалтирь, духовные книги.

Рядом с иконами не надо развешивать фотографии, картины, рисунки. Укра­шать домашний иконостас можно только живыми цветами.

Икона — это святыня, и к ней должно относиться с благоговением. Если икона пришла в негодность и ее нельзя отре­ставрировать, отнесите образ в церковь, где его сожгут в церковной печи. Если икона испортилась из-за небрежного хранения — это грех, в котором необхо­димо каяться на исповеди.

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ — это не юве­лирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного ме­талла он ни был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

Нательный крест (на Руси его назы­вают «тельник») возлагается на нас в таинстве Крещения во исполнение слов Гос­пода ИисусаХриста: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Натель­ный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, осо­бенно же от злодейства ненавидимых вра­гов», — пишет святой праведный Иоанн Кро н штадтс кий.

При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!»

Если вы приобрели нательный крест в церковной лавке, то скорее всего, он уже освящен. Если же крест не освящен, то его надо освятить. Для этого нужно прий­ти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церков­ному работнику, который поможет пере­дать крест священнику в алтарь. При же­лании, можно просить совершить освя­щение креста в Вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.

Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа. Крест — это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает от­вет. — По неверию вашему».

Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим со­страдать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением. Вся жизнь христианина, со дня рождения до послед­него вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом.

Крестным зна­мением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при от­ходе ко сну — последним движением. Крестится христианин перед и после вку­шения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при не­ожиданных, радостных и горестных изве­стиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купа­нием, навещая больных, идя в суд, на до­прос, в тюрьму, в ссылку, перед опера­цией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д. Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со стра­хом, с трепетом и с крайним благогове­нием. (Полагая на чело три сложенных перста, говори: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь, го­вори: «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знаме­ние креста, заключи словом «аминь».

Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сы­не Божий, помилуй меня, грешного. Аминь».) Демоны, как пишет преподоб­ный Симеон Новый Богослов, боятся об­раза Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в по­мощь себе, то не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему (Пс. 90, 10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только по­лагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое за­нятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восста­ние, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и. никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирин).

ПОКЛОНЫ. Поклоны — символиче­ское действие, которое служит выраже­нием величайшего смирения пред Богом и особенной теплоты молитвы. Малым (поясным) поклоном называют наклон головы, при котором можно рукой до­стать до земли, большим (земным) — склонение головы и тела до земли. Ма­лые поклоны употребительны при чте­нии Евангелия, при перенесении Святых Даров с жертвенника на престол, при принятии благословения от епископов или священников, большие — во время великопостных богослужений, на литур­гии Преждеосвященных Даров и при мо-литвословиях по случаю общественных бедствий и воспоминания великих Божиих благодеяний.

ПОСТЫ. В праздники Церковь при­зывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к прими­рению с Богом и участию в жизни, стра­даниях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости и надежде, посты — к сокруше­нию и слезам. В праздники, сообразно духовному веселию, Церковь благослов­ляет трапезу более обильную, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не ско­ромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления, и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы осла­бить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким пи­танием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а — напротив — сделать ее легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи. — При­меч. ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и за­прещенных Церковью. Брашна, от кото­рых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по разли­чию святых постов».

Существует пять степеней строгости поста:

— полное воздержание от пищи;

— сухоядение;

— горячая пища без масла;

— горячая пища с маслом (раститель­ным);

— вкушение рыбы.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На со­блюдение в определенные дни более стро­гой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием соб­ственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, ис­коренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищ­ных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство сми­рить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Постясь телесно, в то же время необ­ходимо нам поститься и духовно. «По-стящеся, братие, телесне, постимся и ду-ховне, разрешим всяк союз неправ­ды», — заповедует Святая Церковь.

Сущность поста выражена в следу­ющей церковной песне: «Постясь от бра­шен, душа моя, а от страстей не очища­ясь, напрасно утешаемся неядением, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фаль­шивая, и уподобится злым демонам, ни­когда не ядушим».

Некоторые считают, что при совре­менном бедственном положении в Рос­сии, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост — не тема для разговора. Напомним слово оптин-ских старцев: «Не хотят поститься доб­ровольно — будут поститься недобро­вольно…»

Посты делятся на многодневные и однодневные. Многодневные посты:

1) Пост святой Четыредесятницы, иначе называемый Великим. Пост напо­минает нам о сорокадневном посте Спа­сителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Хри­стова Воскресения. Св. Четыредесятница есть Богом установленная десятина каж­дого года, которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений, посвя­щаем служению Богу — на спасение своей души.

2) Апостолов Петра и Павла, иначе называемый Петровым или апостоль­ским. Начало этого поста зависит от Пасхи, и потому он может быть то ко -

Роче, то продолжительнее. Пост установ­лен в память апостолов, которые не только сами постились, но и призывали к этому всех христиан.

3) Успенский пост, продолжается от 1 до 15 августа, по строгости приближа­ется к Великому. Св. Симеон Солунский пишет, что «пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особен­но Она молилась о нас, когда намерева­лась перейти от здешней жизни к буду­щей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны по­ститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздни­ков, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспо­минания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатай­ство за нас».

4) Рождественский пост, который пре­дваряет праздник Рождества Христова за 40 дней и потому называется также четы-редесятницей.

По словам Льва Великого, Рожде­ственский пост есть жертва Богу за со­бранные плоды. По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождествен­ской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на камен­ных скрижалях начертание словес Бо-жиих. А мы, постясь сорок дней, созер­цаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотив­шееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя по­каянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, и чтобы кроме обыч­ных даров и жертв принесли Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

К однодневным постам относятся: 1) среда и пятница в течение всего года в воспоминание предания Спасителя на страдания и смерть и самих страданий и смерти Его (в сплошные седмицы и Святки пост в среду и пятницу отме­няется); 2) Крещенский сочельник — 5(18) января; 3) Усекновение главы Ио­анна Предтечи — 29 августа (11 сентяб­ря); 4) Воздвижение Креста Господня — 14(27)сентября.

ПРАЗДНИКИ Праздники — это осо­бые, священно-торжественные периоды в духовной и литургической жизни Церкви, служащие выражением светлого, радост­ного христианского чувства, укоренен­ного в вере в искупительный подвиг Гос­пода нашего Иисуса Христа. Христиан­ские праздники несут живое воспомина­ние о земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери, призывают к благо­дарению Бога за Божественное смотрение о спасении человека и побуждают к деятельному упражнению в христианских добродетелях.

Праздничные дни в Церкви, по словам архиепископа Аверкия (Таушева ) — «это не дни праздности, безде-лия, ничегонеделания, но дни „празд­ные", то есть свободные от всяких житей­ских трудов, забот и попечений, с тем чтобы можно было легче и всецело посвя­тить их Богу, это дни святые — „святки", как их называли у нас в народе».

Святой праведный Иоанн Кронштадт­ский пишет, что «Святая Православная Церковь через свое ежедневное богослу­жение и через свои годичные праздники будит людей, чтобы воспрянули от гре­ховного сна и житейских пристрастий и вспомнили о своем предназначении».

Церковные праздники по важности связанных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения разделя­ются на великие, средние и малые.

Великие праздники — «двунадеся­тые» — Рождество Христово (25 декабря — все даты по старому стилю), Богоявление (6 января), Сретение Господне (2 фев­раля), Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Бла­говещение Пресвятой Богородицы (25 мар­та), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи), Пятидесятница, или Троица (на пятидесятый день после Пасхи, то есть в седьмое воскресенье), Преображение Господне (6 августа), Ус­пение Пресвятой Богородицы (15 авгу­ста), Рождество Богородицы (8 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Воздвижение Креста Гос­подня (14 сентября). Но в первую очередь сюда принадлежит Пасха, Восресение Христово как «праздников праздник», имеющий церковную службу, отличную от всех двунадесятых праздников.

Богослужение в день великого празд­ника достигает особой торжественности. Священнослужители облекаются в свет­лые одежды, и богослужение совершается при полном освещении храма. Пению, как выражению радостного состояния, в день праздника отдается предпочтение перед чтением.

Приличнейшим положением тела при молитве в эти дни Церковь считает стояние, и потому на некоторые праздники определенно запрещено коленопрекло­нение. Наконец, подчеркивая радость и торжество, Церковь ослабляет или вовсе отменяет в эти дни посты.

К великим праздникам, не входящим в число двунадесятых, относятся: Покров Пресвятой Богородицы (1 октября), Об­резание Господне (1 января). Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), день памя­ти святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Усекновение главы святителя Иоанна Предтечи (29 августа).

Праздники средние делятся на два вида: одни из них имеют всенощное бде­ние, а другие только полиелей. К сред­ним праздникам относятся и праздники, которые празднуются в приходских хра­мах — воспоминание какого-либо собы­тия или местночтимого святого.

По словам архимандрита Иоанна (Кре-стьянкина), «все наши церковные празд­ники мы должны переживать в своей душе не как давно совершившееся собы­тие, а как будто мы являемся непосред­ственными участниками этого события, ибо дело нашего спасения не просто когда-то совершилось, а оно совершается все время над каждым из нас и при на­шем участии».

ПРОСФОРА. Просфора (в переводе с греческого — «приношение») состоит из двух соединенных между собой круглых частей, верхней и нижней. На верхней части мы можем видеть икону праздника или святого, особо чтимых в данной местности, но чаще всего ставится пе­чать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста 1С и ХС (Иисус Христос), под перекладиной HIKA (по-гречески — победа). Печать на просфо­ре бывает или круглая, или четырех­угольная.

Просфора, которая дается в храме, яв­ляется святыней.

Имена, указанные в записках, прочи­тываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «выну­тая». После литургии освященные («вынутые») просфоры можно получить за свечным ящиком.

Просфора вкушается верующими не для насыщения, а для освящения. Про­сфору следует вкушать прежде принятия всякой пищи, натощак.

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ установлено Самим Господом Иисусом Хри­стом на Тайной вечере накануне Его стра­даний и крестной смерти (см.: Лк. 22, 14-22).

Так же, как апостолы на Тайной ве­чере, и мы под видом хлеба и вина вку­шаем самое пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его честную (драгоценную) Кровь и через это таинственно соединяемся с Ним. Если человек подходит к причащению только как к внешнему действию, обряду, совер­шая это к тому же лишь по обычаю или по каким-либо другим, не имеющим от­ношения к сущности таинства соображе­ниям, то к такому полностью относятся слова апостола Павла: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недо­стойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя чело­век, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осужде­ние себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 27-29). Поэтому христианин дол­жен благоговейно подготовиться к уча­стию в этом таинстве.

Приготовление к причастию (оно на­зывается говением) продолжается не­сколько дней. Телу предписывается воз­держание, то есть телесная чистота и ограничение в пище (пост): исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца, обычно и рыба. Постная пища употребляется в умеренном коли­честве. Ум не должен рассеиваться по ме­лочам житейским. В дни говения надо чаще посещать храм и усилить домаш­нюю молитву. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении, дома прочесть три канона (ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю) и правило ко святому при­чащению. Вечерние и утренние молитвы также должны быть прочитаны. Иногда правило ко причащению разделяют: ве­чером, вместе с вечерними молитвами читают канон ко причащению, а утром, вместе с утренним правилом, молитвы ко причащению.

Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах — исповеди и разрешительной молитвы священника (исключение делается для детей до семи лет, они подходят к святой чаше без ис­поведи).

«После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не воз­вращаться назад, то есть на прежние грехи», — советовал преподобный Ам­вросий Оптинский.

Когда отверзаются Царские врата и священнослужители выносят чашу со Святыми Дарами, надо положить земной поклон и сложить руки крестообразно на груди, правую поверх левой.

Ко причащению, по древним прави­лам, подходят сначала чтецы и певцы, потом монашествующие, потом дети (раньше всех подносят младенцев) и

Остальные миряне. По традиции, муж­чины подходят раньше женщин. Такой же порядок желательно соблюдать и при елеопомазании, и когда прикладываются ко кресту после литургии.

Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду.

Подойдя к чаше, громко и отчетливо назовите свое полное имя. Приняв свя­тые Дары, плотно сомкните уста, чтобы ни в коем случае не потерять частицу или капельку Даров. Прикоснитесь губами к нижнему краю чаши как к ребру Хри­стову, из которого истекла на Кресте кровь и вода. Разжуйте, если необходимо, частицу Даров и немедленно проглотите.

У чаши креститься запрещено! Под­нимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить святые Дары. Нельзя также тро­гать чашу руками и целовать руку свя­щенника в этот момент.

После причащения надо сразу подойти к столику с запивкой, принять освящен­ный хлеб и выпить теплоту (теплая вода с вином или сахаром). Только после этого можно открывать уста для каких-то слов если есть в этом необходимость.

Если святые Дары преподают из не­скольких чаш, принимать их можно только из одной. Причаститься дважды в день — страшный грех. Из какой чаши причащаться — совершенно все равно: во всех чашах одно и то же Тело и Кровь Христовы.

В день после причастия не принято становиться на колени, за исключением поклонов перед плащаницей Христовой в Великую субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. После причастия также нельзя плевать. Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по святом причащении. Если молитвы читаются в храме, нужно выслушать их.

До шестилетнего возраста включи­тельно младенцы причащаются без при­готовления, положенного для мирян.

Не допускаются к Причастию: су­пруги, имевшие во время говения супру­жеское общение; женщины в период очищения.

СВЕЧА — это знак добровольной жертвы человека Богу и храму, символ, она выражает нашу горячую любовь к тому, перед чьим образом ставится — ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому. И если у нас нет этой любви, если вместе с пламенем свечи не пламе­неет наша молитва, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша на­прасна.

К несчастью, такое происходит не­редко. Мы вспоминаем о Боге, о Богома­тери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думаем, что доста­точно поставить перед иконой свечу, и все будет хорошо, все наши желания ис­полнятся — как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи! Ставя свечи в за­боте о здоровье или об успехе какого-либо дела, мы не только не любим тех, кому ставим свечи, но даже не знаем, кому мы возжигаем эти свечи.

Не зная Закона Божия, живя как не­верующие, как язычники или еще хуже, мы думаем, что, поставив свечу, выпол­нили долг, что мы чисты и праведны. Бывает даже так, что мы не считаем грехом обмануть, притеснить, недопла­тить. Мы радуемся, если это удается. И несем Богу свечи — точно свеча может умолить за нас и умилостивить Бога! К чему Мне множество жертв ваших? …Не носите больше даров тщетных. …И когда вы умножаете моления ваши — Я не услышу, — вот что Господь говорил ев­реям, которые, проводя нечестивую и беззаконную жизнь, приносили жертвы Богу (Ис. 1, 11, 13, 15). Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами — зна­чит, и над свечами, — когда приносящие их не заботятся о важнейшем, об угожде­нии Ему своей жизнью.

Как входить в православный храм

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Входите в храм тихими шагами в совер­шенном молчании. Никто пусть не вхо­дит сюда с житейскими заботами, ни с рассеянностью и смущением». Полезно уже по дороге в храм настраивать себя на молитву. Можно в пути читать молитву Иисусову «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (или: греш­ную)», 50-й и 90-й псалмы или своими словами просить Господа, чтобы Он на­ставил на молитву, помог понять, что чи­тается и поется в храме.

В церковь не следует приходить в нескромной одежде. Также не принято

Женщинам приходить в брюках. По древ­ним церковным канонам, женщине в пе­риод так называемых «критических дней» не разрешалось входить в храм. Если же она все-таки пришла, ей не нужно при­ближаться к алтарю, но встать где-нибудь поближе к дверям и со смирением ка­яться в своих грехах. Прикасаться к свя­тыне (мощам, иконам, крещенской воде, просфорам и т. п.) в эти дни нельзя.

В храме мужчины любого возраста снимают головной убор, женщины же голову покрывают. Если нет головного платка, то накрывать голову чем попа­ло — носовым платком, газетой — не сле­дует, чтобы не выглядеть нелепо. Обычай покрывать голову женщинам при молитве существовал в Церкви всегда.

Обязательно нужно стереть губную по­маду, ведь в храме прикладываются к ико­нам, кресту, берут благословение у свя­щенника, не говоря уже о причащении святых Христовых Тайн. Яркая косметика и вне стен храма делает лицо более грубым и вульгарным, затемняя естественную гар­монию черт и красок, красоту и привлекательность, присущую всякому творению величайшего художника — Бога, особенно же присущую лицу человека, который соз­дан Богом по Своему образу и подобию. Если же образ Божий человеком потерян, то краской его восстановить невозможно, только исправлением жизни. Недаром во многих житиях святых написано, что даже их враги и мучители удивлялись их не­обыкновенной красоте.

В храме по древнему обычаю муж­чины должны стоять в правой стороне храма, а женщины — в левой, по возмож­ности оставляя свободным проход посе­редине. Держать руки за спиной или в карманах не принято.

Входя в храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться по направлению к алтарю, молясь: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне, грешному», «Пресвятая Богородице, спаси мя, греш­наго», «Вси святии, молите Бога о мне, грешнем». Этими поклонами мы выра­жаем наше благоговение перед Богом и Его храмом.

«Бывая в храме, — пишет святой пра­ведный Иоанн Кронштадтский, — пом­ните, что вы находитесь в живом присут­ствии Господа Бога, стоите пред лицем Его, пред очами Его, в живом присут­ствии Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть праотцев, пророков, апостолов, иерархов, мучени­ков, преподобных и праведных и всех святых. Память и сознание этого всегда имейте, бывая в храме, и стойте с благо­говением, охотно, сердцем участвуя в бо­гослужении».

Православный храм — это место осо­бенного присутствия Бога на земле. Ве­сти себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святы­ни, не навлечь на себя гнев Божий.

Правила поведения молящихся в храме

В храм приходите к началу богослуже­ния. Если все же опаздываете, будьте осторожны, чтобы не помешать молитве других.

Во время службы старайтесь не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. При открытых Царских вратах не положено ходить между аналоем, на кото­ром находится икона, и амвоном, то есть пространством перед Царскими вратами.

Прикладываться к иконам тоже сле­дует перед началом богослужения и по­сле него или в установленное время — например, на всенощной за елеепомазанием. Некоторые моменты службы требуют особого сосредоточения: шестопсалмие, чтение Евангелия, песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» великое славословие «Слава в вышних…» на всенощной; молитва «Едино­родный Сыне…» и вся литургия, начиная «Иже Херувимы…».

В это время за литургией происходит самое важное — свя­щенник молится о ниспослании Святого Духа на предложенные на престоле хлеб и вино, благодарит Бога от лица всех нас за Его великие благодеяния к нам, и, на­конец, сходит Сам Дух Святой, и хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христо­выми. Об окончании пресуществления Даров нам говорит земной поклон свя­щенника перед престолом или, если врата закрыты, то возглас «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней слав­ней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» и песнопение «До­стойно есть». Нарушать благоговение этих священных минут — кощунственно.

В храме можно молчаливым покло­ном поздороваться со знакомыми, но ни о чем не спрашивать. Не любопытствуйте и не всматривайтесь в окружающих вас, а молитесь с искренним чувством, вни­кая в порядок и содержание службы.

Молитесь как участвующие в богослу­жении, а не присутствующие только чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца; внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем мо­лится и вся Церковь. Читать во время службы другие молитвы по молитвослову, например правило ко причащению, кото­рое вы не успели дочитать дома, — зна­чит проявлять ужасное неуважение к со­вершающейся Божественной службе.

В храме должно стоять, но в случаях нездоровья или усталости можно сесть и отдохнуть. Хорошо сказал о немощи те­лесной святитель Московский Фила­рет: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». При чтении Псалтири, канона, часов, Апостола разрешается си­деть. Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно стоять.

Когда священнослужитель совершает каждение по храму, нужно посторо­ниться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить го­лову. Священник или диакон с амвона сначала кадит священников, если они стоят посреди храма, потом чтецов и пев­чих и лишь потом народ. Наклонять го­лову нужно только тогда, когда кадят именно вас, а не священников. Кре­ститься в это время не следует. Также неправильным является распространив­шийся в последнее время обычай стоять согнувшись на всем протяжении кажде­ния храма, поворачиваясь в таком со­гнутом положении вслед за кадящим священнослужителем.

Склонять голову принято и когда от­крывают или закрывают Царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием. Во время освящения святых Даров на литур­гии, когда священник в алтаре кладет земной поклон (в конце песнопения «Тебе поем»), нужно, если в храме не очень тесно, и нам совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совер­шают их и после причастия. В эти дни творят поясные поклоны, касаясь рукой пола.

Коленопреклонение (стояние на ко­ленях, а не поклон) бывает в храме только во время чтения особых коленопрекло­ненных молитв. В других случаях стоять на коленях за богослужением в Православ­ной Церкви не положено. Тем более не­уместно и даже неграмотно становиться на колени, просто услышав то песнопе­ние, которое вы знаете и любите.

До конца богослужения без крайней необходимости не уходите из храма.

Главное за богослужением — это вза­имная любовь прихожан, молитва и вни­мание к содержанию службы.

Если вы пришли не к началу службы, не нужно стремиться во что бы то ни стало пробраться поближе к алтарю. Тем более если вы вошли в храм во время чте­ния шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской песни на литургии (когда завершается преложение святых Даров), постойте у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным по­ведением, так же нельзя создавать бес­порядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы по­ставить ее самому. Если кто-то опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благо­чиния.

Дети в церкви должны стоять рядом с родителями, вместе с ними подходить к причастию, ко кресту. Для детей, осо­бенно маленьких, непосильны продол­жительные службы, поэтому не надо тре­бовать от ребенка того, чего он не может. Если маленький ребенок расплакался, его нужно сразу вывести или вынести из храма.