Рубрика:

Что такое церковная записка

В записках, подаваемых для помино­вения, пишут имена только тех, кто кре­щен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии».

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние чело­века, но и его духовное состояние, мате­риальное благополучие. И если мы мо­лимся о здравии человека, который сде­лал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброже­латель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окру­жающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и бла­годенствия.

Слово Божие учит, что каждому необ­ходимо молиться не только за себя, но и за других: молитесь друг за друга (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

В императорской России все молебны начинались с имени Государя Импера­тора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой се­мьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя наше­го Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставлен­ного от Бога духовного владыку, заботя­щегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.

Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: прежде все­го прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятеж­ную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю наше­му Богу, Который хочет, чтобы все лю­ди спаслись и достигли познания истины (см.: 1 Тим. 2, 1-4).

Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас настав­ляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: Поминайте настав­ников ваших (Евр. 13, 7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сде­лали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого ис­полнил закон (Рим. 13, 7-8).

Наконец, если у вас есть недобро­желатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: Лю­бите врагов ваших, благословляйте про­клинающих вас, благотворите ненавидя­щим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель мо­лился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих впи­сывал имя своего недоброжелателя в за­писку о здравии рядом со своим име­нем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении». В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в зем­ной жизни, помог, научил.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Гос­подь говорит в Святом Евангелии: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие срод­ники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну Главу — Господа Иисуса Христа. Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа уми­раем: и потому, живем ли или умира­ем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над ЖИВЫМИ (см.: Рим. 14, 8-9).

Единство и общение наше с умер­шими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она произво­дит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, дока­зывая действительное общение души мо­лящегося с душами тех, за кого возно­сится молитва.

Как совершается поминовение живых и усопших на проскомидии

Как же совершается в храме возноше­ние Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к ней начинается во время проскомидии.

Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние хри­стиане сами приносили в храм хлеб, ви­но, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находя­сь^ 291 щихся в храме, — так же, как скрытно неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры при­дано название Агнец. Эта просфора, «аг-ничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Аг-ничная просфора и служит собственно для причащения.

Из второй просфоры, «богородич­ной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица уклады­вается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичин-ной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, про­роков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоа-кима и Анны и того святителя, имени ко­торого совершается литургия. Эти выну­тые частицы полагаются по правую сто­рону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель при­ступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патри­архе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти выну­тые частицы — сначала за живых, ни­же — за усопших.

Затем священником вынимаются ча­стицы из просфор, поданных верую­щими.

В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проско­мидию.

После прочтения каждого имени, ука­занного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи» (указывается напи­санное нами имя).

Эти вынутые по нашим запискам ча­стицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это — первое, невидимое молящи­мися поминовение тех, чьи имена напи­саны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим за­пискам, лежат на дискосе, рядом с части­цами, вынутыми из особых богослужеб­ных просфор.

Это — великое, святое место! Ча­стицы, лежащие в этом порядке на дис­косе, символизируют всю Церковь Хри­стову.

«На проскомидии образно представ­ляется собранной около Агнца, вземлю-щего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии; помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов, — пишет святой праведный Иоанн Крон­штадтский о частицах, вынутых из про­сфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Ма­терь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается Божествен­ная, всемирная, пренебесная, всеобщи-тельная литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, прино­симые о живых и умерших, являются очистительной жертвой за наши грехи.

Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправле­нием жизни, милостыней, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в Тело Господне, при извлечении их не бывает воспомина­ния Христовых страданий; при возноше­нии Святого Агнца, во время возглаше­ния «Святая святым», эти частицы не поднимаются для таинственного воздви­жения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя.

Для чего же они приносятся?

Для того чтобы посредством их веру­ющие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освяще­ние и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Боже­ственной Кровью, вся исполняется свя­тыни и духовных дарований и ниспосыла­ет их тому, о имени которого возносится.

После того как все причастники при­общатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возра­довались на небесах, живые же и мерт­вые, чьи имена указаны в записках, омыв­шись самой пречистой Кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произно­симые при этом священником: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кро­ви ю Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь имен­но здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.

Жертва, принесенная Господом на­шим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приноси­мая на святом престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Как часто следует подавать записки для поминовения

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.

Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.

Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров необходимо как можно чаще, и обяза­тельно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день креще­ния, день именин, как своих, так и чле­нов своей семьи.

Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего по­кровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Свя­щенном Писании, много может усилен­ная молитва праведного (см.: Иак. 5, 16).

Обязательно надо подавать записку на поминовение в дни рождения и креще­ния вашего ребенка.

За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая-либо страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церк­ви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к из­бавлению, укреплению и утешению.

Памятка для желающего подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поми­новении подать вечером или рано утром, до начала службы.

2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с ис­кренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.

3. Записка должна содержать не бо­лее пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близ­ких — подайте несколько записок.

4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

5.Первыми указываются имена архи­ереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.

То же относится и к запискам «о упокоении» — например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александ­ры, Иоанна, Антония, Илии и т. д.

6. Все имена должны быть даны в цер­ковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Алек­сандра, Николая, но не Саши, Коли).

7. В записках не указываются фами­лии, отчества, звания и титулы, степени родства.

8. Ребенок до семи лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.

9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «боля­щего», «воина», «путешествующего», «за­ключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нужда­ющегося», «заблудшего».

10. В записках «о упокоении» усоп­ший в течение 40 дней по кончине име­нуется «новопреставленный». Допуска­ется в записках «о упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «при­снопамятный» (день смерти, день име­нин усопшего).

Советы

О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы; ибо она возносится от целого собора людей в числе которых, может, много есть чест­нейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, которые Он приемлет как кадило благовонное, с которыми и ваши, хотя немощные и ничтожные, при­емлются. Совет мой вам: не оставлять церковной молитвы, но смиренно в ней молиться…

Преподобный Макарий Оптинский

Как заказать молебен

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Молебен — это особое богослужение, при котором просят Господа, Богоро­дицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед ли­тургией и после нее, а также после утрени и вечерни.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и так далее.

Другие молебны принадлежат к част­ному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происхо­дит малое освящение воды.

Записка на молебен начинается с ука­зания, какому святому возносится моле­бен, пишется, о здравии он или о упокое­нии. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на мо­лебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом слу­чае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же обычный, без водосвятия.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.