Справочник

БЛАГОСЛОВЕНИЕ священника име­ет важное духовное значение и великую силу. Святитель Иоанн Златоуст назы­вает священническое благословение «ду­ховным оружием, соделывающим хри­стианина безопасным от козней диа-вола».

Без благословения Божия никакое де­ло не может иметь успеха. Поэтому наши благочестивые предки старались начи­нать всякое дело после молитвы и при­няв благословение от священника.

Для принятия благословения надо по­клониться священнику, затем кресто­образно сложить свои руки — правую на левую — и сказать: «Благословите, ба­тюшка». Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — нала­гает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует. Иногда свя­щенник возлагает свою руку на голову мирянина. Для мирян мужчин имеет ме­сто и другой вид благословения: прини­мающий его целует руку, щеку и опять руку священника.

Распространенная ошибка людей ма­лоцерковных — накладывать на себя кре­стное знамение перед тем, как взять бла­гословение у священнослужителя («кре­ститься на священника»).

В период от Пасхи до отдания празд­ника (то есть на протяжении сорока дней) первыми словами приветствия являются: «Христос воскресе», с которыми обычно обращается мирянин, а священник отве­чает: «Воистину воскресе» — и благо­словляет.

«Не человек благословляет, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — а Бог его рукою и языком». Благословение священника так же, как и благословение ро­дителей, надо принимать с усердием, ве­руя, что через их благословение подаются нам благодать и милость от Самого Го­спода Бога.

ДЕНЬ АНГЕЛА (именины) — это осо­бый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадт­ский, и наши святые «вспомнили и хода­тайствовали за нас пред Богом».

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолиться за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому свя­тому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь [песнопение, в ко­тором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо. — Примеч. ред.] своему святому… Помни: ПОДОбнЫЙ ПОДОбнОГО ищет» (святой правед­ный Иоанн Кронштадтский).

Кроме тропаря хорошо выучить кон­дак (короткое песнопение, в котором из­ложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица) н иметь дома молитву святому. Самая простая молитва своему святому: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». Нужно узнать житие своего святого, ста­раться подражать ему и тем подвигам, ко­торыми отличался святой.

День Ангела, именины, не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм (служба святому начина­ется с вечера, накануне дня его памяти) и, заранее подготовившись, исповеду­ются и причащаются Святых Христовых Тайн.

В день именин дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины при­ходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в буд­ний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же вообще на Светлую седмицу.

ИСПОВЕДЬ (ТАИНСТВО ПОКАЯ­НИЯ) — проводится в храмах после ве­чернего богослужения или утром, перед началом литургии.

Перед исповедью необходимо испро­сить прощение у всех, перед кем счита­ешь себя виновным, и самому непре­менно всем простить.

Тот, кто не прощает своему ближнему, как может надеяться, что Бог простит ему его грехи?

Молитвы, читаемые священником перед началом исповеди, служат всту­плением и подготовкой к покаянию. Ка­ющиеся, молясь вместе со священником, признают себя виновными пред Богом и просят милосердного Господа простить, по безмерной Его благости, их грехи вольные и невольные, совершенные в ведении и неведении. По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит: «Се, чадо, Христос неви­димо стоит…» Вот как это звучит по-русски: «Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем со­грешил, не смущаясь, и примешь остав­ление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидительствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что ты при­шел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!»

На этом кончается первая часть по­следования и начинается исповедь перед священником каждого кающегося от­дельно.

Грехи на исповеди называются вслух, членораздельно.

«Бог хочет услышать от нас грехи не потому, что Сам не знает их, — писал преподобный Ефрем Сирин. — Напро­тив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения». Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, трудно отка­заться от попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия и от­сутствия покаяния.

Не надо бояться называть вещи сво­ими именами: прелюбодеяние, блуд, убийство зачатого плода — тяжелейшие грехи, нераскаянность в них лишает спа­сения, обрекает на вечные муки. Об этом надо говорить прямо и точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Надо ли рассказывать о грехе подробно? Преподобный Никон Оптинский советует: «Когда метут ком­нату, то не занимаются рассматрива­нием сора, а все в кучу да и вон. Так по­ступай и ты. Исповедуй свои грехи ду­ховнику, да и только, а в рассматривание их не входи».

На вопросы духовного отца не гово­рите: «Не помню, может быть, и в этом грешен». Чтобы не оправдываться забве­нием, нужно записывать свои грехи и, кроме того, исповедоваться чаще. Перед исповедью мы должны непременно по­стараться вспомнить все, чем мы согре­шили со времени прошлой исповеди.

Должно исповедоваться со скорбью и сокрушением сердечным о грехах, поло­жив в сердце своем твердую решимость не повторять те грехи, в которых каешься.

Наконец, исповедуйте грехи свои с верой в Господа Иисуса Христа и надеж­дой на Его милосердие. Ибо, только ве­руя и надеясь на Него, мы можем полу­чить прощение грехов. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праве­ден, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1, 9). Неправ­дой же является несоблюдение запове­дей, данных Господом.

Житейские вопросы, которые вас сей­час особенно волнуют, отложите до осо­бого разговора со священником.

Знак совершенного покаяния — чув­ство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же тру­ден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Кроме обязательной исповеди перед причащением, можно и нужно прийти на исповедь и в другие дни, когда совесть отягощена грехом.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО. Мо­литва — это беседа или разговор с Богом. Без молитвы не может быть духовной жизни. Молитва — это показатель живой души: если христианин любит молиться утром и вечером своего трудового дня и на молитве раскрывать своё сердце перед лицом Господа, если он тоскует без мо­литвы в храме Божием и ищет её — зна­чит, он живет внутренней духовной жиз­нью, стремится общению с Богом, забо­тится о своей душе. Если же он разлюбил молитву и перестал её ощущать — зна­чит, он уже засыхает или засох своей душой.

Молитвенное правило мирянина со­стоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно.

Домашние молитвы называются «ке­лейным правилом». Этим как бы указы­вается, что домашние молитвы не должны быть чем-то беспорядочным, случайным, а должны быть именно правилом, то есть должны быть составлены не произвольно, а по известному правилу, должны иметь более или менее определенный порядок и возможное постоянство.

Хотя в современных условиях нелегко найти время для исполнения молитвен­ного правила, каждому, сообразуясь со своим ритмом жизни, надо выработать правила молитвенной дисциплины и на­стоятельно их соблюдать.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела. В крайнем случае их произносят по дороге из дома. Вечер­нее молитвенное правило можно читать в свободное время до ужина или еще раньше — поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости.

«Надо приучить себя: не прочту ве­черних молитв — не лягу спать. Не про­чту утренних молитв — не буду есть, — советует архимандрит Георгий, намест­ник Тимашевского Свято-Духовного мужского монастыря. — Никакие другие молитвы не заменят утренних и вечерних молитв. Так, человек употребляет пищу, чтобы набраться сил для физической и умственной работы; любая еда — это пища для плоти, а для подкрепления души нужна духовная пища, которой всегда являлись утренние и вечерние мо­литвы. Их нужно читать ежедневно, не пропуская. Утренние молитвы, к при­меру, занимают всего двадцать минут — это вполне доступно для любого чело­века».

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. Можно рекомен­довать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, но это не заменяет молитву индивидуальную, а лишь допол­няет ее.

Многие слова в молитвенном правиле покажутся сперва непонятными, и по­тому перед тем, как читать молитвы, же­лательно вчитаться в них, перевести текст для себя с церковнославянского языка на русский, чтобы понимать значение каж­дого слова и ни одно слово не произ­носить бессмысленно или без точного осмысления.

Со временем основные молитвы, со­ставляющие утреннее и вечернее правило, надо стремиться выучить наизусть, тобы они глубже проникли в сердце и тобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.

Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Святитель Тихон Задонский поучает: «Прежде молитв тре­буется ни на кого не гневаться, не зло­биться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи».

Перед началом молитвословия сле­дует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом.

«Приступая к молитвословию, — со­ветует святитель Феофан Затворник, — утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем по­мысли, кто Тот, к Кому ты обратишься в молитве, и кто ты, имеющий теперь на­чать это молитвенное к Нему обраще­ние — и возбуди в душе соответствующее этому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого пред стояния Богу в сердце. В этом все приготовление — благоговейно стать пред Богом, — малое, но немалозначи­тельное. Тут полагается начало молитвы, доброе же начало — половина дела.

Так установившись внутренно, стань затем пред иконою и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвосло-вие: „Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", „Царю Небесный, Утешителю, Душе ис­тины" и прочее. Читай неспешно (в другом письме святитель добавляет «как на­распев». — Примеч. сост.), во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до серд­ца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного.

Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца до­води, иначе — понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Других правил не тре­буется… Читаешь: „очисти ны от всякия скверны" — восчувствуй свою скверноту, возжелай чистоты и с упованием взыщи ее у Господа. Читаешь: „остави нам долги наша, якоже же и мы оставляем должни­ком нашим" — и в душе своей всем про­сти, и сердцем, все всем простившим, проси себе у Господа прощения. Читаешь: „да будет воля Твоя" — и в своем сердце совершенно предай Господу твою участь и изъяви беспрекословную готовность бла­годушно встретить все, что Господу будет угодно тебе послать».

Молиться очень трудно. Как правило, внимание на молитве удается удержать не­сколько минут, а затем мысли начинают разбредаться, глаз скользит по словам мо­литвы — а наши сердце и ум далеки.

«Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь», — пишет преподобный Силуан Афонский.

В эти моменты Отцы Церкви советуют быть особенно внимательными. Святитель Феофан Затворник пишет, что мы должны заранее приготовиться к тому, что при чте­нии молитв мы бываем рассеяны, часто машинально читаем слова молитвы. «Когда во время молитвы мысль отбе­жит — возврати ее. Опять отбежит — опять возврати. Так каждый раз. Всякий раз, что прочтено будет во время отбегания мысли и, следовательно, без внимания и явства, не забывай перечитывать. И хоть бы твоя мысль несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одоле­ешь однажды это затруднение — в другой раз, может быть, оно и не повторится, или повторится не в такой силе…»

Многим помогает сосредоточиться про­изнесение молитв вслух или вполголоса.

Хорошо окончить молитвословие бла­годарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательно­сти.

«Кончишь свое молитвословие — не тотчас переходи к своим каким-либо за­нятиям, а тоже, хоть немного, постой и подумай, что это тобой совершено и к чему это тебя обязывает, стараясь, если дано что восчувствовать во время мо­литвы, сохранить то и после молитвы», — пишет святитель Феофан Затворник.

«Не тотчас кидайся на обыденные дела, — учит преподобный Никодим, — и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все окончил по отношению к Богу».

Окончив утренние молитвы, мы не должны думать, что в отношении к Богу все исполнено, и только вечером, во время вечернего правила, надо снова вер­нуться к молитве.

Добрые чувства, возникшие во время утренних молитв, заглушатся в суете и занятости дня. Из-за этого и нет охоты становиться на вечернюю молитву.

Надо стараться делать так, чтобы дуща обращалась к Богу не только тогда, когда стоим на молитве, но и в продолжение всего дня, всякое дело обращать во славу Божию и часто обращаться к Богу крат­кими воззваниями:

«При начале любого дела надо молит­венно взывать: „Благослови, Господи!", а по окончании дела благодарить: „Слава тебе, Господи". Страсть какая поды­мется, говори: „Спаси, Господи, поги­баю!" Находит тьма помышлений смути-тельных, взывай: „Изведи из темницы душу мою!" Предстоят неправые дела и грех влечет к ним, молись: „Настави мя, Господи, на путь" или „Не даждь во смя­тение ноги моея". Грехи подавляют и влекут в отчаяние, возопи мытаревым гласом: „Боже, милостив буди мне, греш­ному". Так и во всяком случае. Или про­сто почасту говори: „Господи, помилуй; Владычица Богородица, помилуй мя. Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити мя", — или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще де­лай эти воззвания, всяко стараясь, чтобы они из сердца исходили, как бы выжатые из него. Когда будешь так делать, частые будут у нас совершаться из сердца ум­ные к Богу восхождения, частые к Богу обращения, частая молитва, а это уча­щение сообщит навык умного с Богом собеседования» (святитель Феофан За­творник).

Молиться можно только по молит­вословам, которые рекомендованы к пе­чати Издательским советом Русской Православной Церкви и предназначены для мирян. Такие молитвословы прода­ются в храмах или церковных лавках. Если же вы купили молитвослов, не одо­бренный Церковью, то в нем могут быть напечатаны молитвы, искаженные, а за­частую и просто выдуманные. Люди, мало сведущие в Православии, видят текст, в котором упоминается имя Гос­пода, Богородицы, святых, и обольща­ются этим.

Часто в подобных изданиях помещены молитвы, читаемые для исцелений в раз­личных болезнях, для освящения дома, для изгнания нечистой силы и прочие.

Издатели таких молитвословов не знают, что многие из этих молитв взяты из Треб­ника, которым может пользоваться только священник. Даже диакон не имеет права и власти читать их. Не имеющие священнического сана, читая такие мо­литвы, просто оскверняются. Есть и дру­гая опасность чтения мирянами священ­нических молитв:

«Сейчас в газетах, журналах, книгах печатаются молитвы от недугов, и мно­гие пользуются этими молитвами, — предупреждает архимандрит Георгий, на­местник Тимашевского Свято-Духова монастыря, — а ведь это очень большой грех, так как молитвы эти берутся из церковно-богослужебных книг. Итак, если мирянин будет читать запрещенные для него молитвы (которые должен чи­тать только священник), то от такого са­мовольства бесы страшно ополчатся на такого человека. Человек, читающий мо­литвы для священников, становится ду­шевнобольным, то есть за подобный грех Господь попускает бесам вселяться в та­кого человека и творить с ним различные несчастья. К сожалению, эти молитвы сейчас публикуются в разных светских изданиях. Надо быть очень осторож­ными! И лучше всего не выискивать но­вых молитв, но молиться по обычному православному молитвослову».

Чтение Святого Евангелия и Псал­тири — это составная часть домашнего молитвенного правила. Ежедневно необ­ходимо прочитывать одну кафизму из Псалтири, две главы Апостола и одну главу Евангелия. Евангелие читается стоя (перед иконами с возжженной свечой или лампадой), Псалтирь и Апостол можно читать сидя.

МОЛИТВЕННЫЙ УГОЛОК. Каждый равославный христианин стремится устроить в квартире или доме молитвен­ный уголок. В народе такой уголок назы­вали «Божница», а место, где висели ико­ны — «красный (то есть красивый) угол».

«Каждому христианину, — учит «До­мострой», — нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на ико­нах написанные, их украсив, и поставить светильники, в которых во время молеб­ствия перед святыми образами возжига­ются свечи, а после служения — гасятся, закрываются занавеской от грязи и пыли, строгого ради порядка и для сохранно­сти. Постоянно следует их обметать чи­стым крылышком и мягкою губкой их протирать, а комнату эту всегда содер­жать в чистоте. К святым образам прика­саться лишь с чистою совестью, во время службы, при пении и молитве свечи воз­жигать и кадить благовонным ладаном и фимиамом. А образа святых расставля­ются по старшинству, сначала особенно почитаемые. В молитвах и в бдении, и в поклонах, и во всяком хвалении Бога нужно всегда воздавать им почесть — со слезами и с плачем, и со скорбным серд­цем, исповедуясь в своих прегрешениях, просить отпущения грехов».

По традиции, иконы должны стоять на полке, а не висеть на стене, как кар­тины. Если нет возможности устроить для икон специальное место, можно по­ставить их на отдельную полку в шка­фу или серванте. Место это надо содер­жать в чистоте.

Здесь же, возле икон, должны хра­ниться Священное Писание, Псалтирь, духовные книги.

Рядом с иконами не надо развешивать фотографии, картины, рисунки. Укра­шать домашний иконостас можно только живыми цветами.

Икона — это святыня, и к ней должно относиться с благоговением. Если икона пришла в негодность и ее нельзя отре­ставрировать, отнесите образ в церковь, где его сожгут в церковной печи. Если икона испортилась из-за небрежного хранения — это грех, в котором необхо­димо каяться на исповеди.

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ — это не юве­лирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного ме­талла он ни был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

Нательный крест (на Руси его назы­вают «тельник») возлагается на нас в таинстве Крещения во исполнение слов Гос­пода ИисусаХриста: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Натель­ный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, осо­бенно же от злодейства ненавидимых вра­гов», — пишет святой праведный Иоанн Кро н штадтс кий.

При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!»

Если вы приобрели нательный крест в церковной лавке, то скорее всего, он уже освящен. Если же крест не освящен, то его надо освятить. Для этого нужно прий­ти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церков­ному работнику, который поможет пере­дать крест священнику в алтарь. При же­лании, можно просить совершить освя­щение креста в Вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.

Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа. Крест — это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает от­вет. — По неверию вашему».

Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим со­страдать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением. Вся жизнь христианина, со дня рождения до послед­него вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом.

Крестным зна­мением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при от­ходе ко сну — последним движением. Крестится христианин перед и после вку­шения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при не­ожиданных, радостных и горестных изве­стиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купа­нием, навещая больных, идя в суд, на до­прос, в тюрьму, в ссылку, перед опера­цией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д. Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со стра­хом, с трепетом и с крайним благогове­нием. (Полагая на чело три сложенных перста, говори: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь, го­вори: «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знаме­ние креста, заключи словом «аминь».

Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сы­не Божий, помилуй меня, грешного. Аминь».) Демоны, как пишет преподоб­ный Симеон Новый Богослов, боятся об­раза Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в по­мощь себе, то не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему (Пс. 90, 10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только по­лагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое за­нятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восста­ние, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и. никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирин).

ПОКЛОНЫ. Поклоны — символиче­ское действие, которое служит выраже­нием величайшего смирения пред Богом и особенной теплоты молитвы. Малым (поясным) поклоном называют наклон головы, при котором можно рукой до­стать до земли, большим (земным) — склонение головы и тела до земли. Ма­лые поклоны употребительны при чте­нии Евангелия, при перенесении Святых Даров с жертвенника на престол, при принятии благословения от епископов или священников, большие — во время великопостных богослужений, на литур­гии Преждеосвященных Даров и при мо-литвословиях по случаю общественных бедствий и воспоминания великих Божиих благодеяний.

ПОСТЫ. В праздники Церковь при­зывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к прими­рению с Богом и участию в жизни, стра­даниях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости и надежде, посты — к сокруше­нию и слезам. В праздники, сообразно духовному веселию, Церковь благослов­ляет трапезу более обильную, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не ско­ромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления, и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы осла­бить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким пи­танием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а — напротив — сделать ее легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи. — При­меч. ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и за­прещенных Церковью. Брашна, от кото­рых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по разли­чию святых постов».

Существует пять степеней строгости поста:

— полное воздержание от пищи;

— сухоядение;

— горячая пища без масла;

— горячая пища с маслом (раститель­ным);

— вкушение рыбы.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На со­блюдение в определенные дни более стро­гой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием соб­ственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, ис­коренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищ­ных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство сми­рить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Постясь телесно, в то же время необ­ходимо нам поститься и духовно. «По-стящеся, братие, телесне, постимся и ду-ховне, разрешим всяк союз неправ­ды», — заповедует Святая Церковь.

Сущность поста выражена в следу­ющей церковной песне: «Постясь от бра­шен, душа моя, а от страстей не очища­ясь, напрасно утешаемся неядением, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фаль­шивая, и уподобится злым демонам, ни­когда не ядушим».

Некоторые считают, что при совре­менном бедственном положении в Рос­сии, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост — не тема для разговора. Напомним слово оптин-ских старцев: «Не хотят поститься доб­ровольно — будут поститься недобро­вольно…»

Посты делятся на многодневные и однодневные. Многодневные посты:

1) Пост святой Четыредесятницы, иначе называемый Великим. Пост напо­минает нам о сорокадневном посте Спа­сителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Хри­стова Воскресения. Св. Четыредесятница есть Богом установленная десятина каж­дого года, которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений, посвя­щаем служению Богу — на спасение своей души.

2) Апостолов Петра и Павла, иначе называемый Петровым или апостоль­ским. Начало этого поста зависит от Пасхи, и потому он может быть то ко -

Роче, то продолжительнее. Пост установ­лен в память апостолов, которые не только сами постились, но и призывали к этому всех христиан.

3) Успенский пост, продолжается от 1 до 15 августа, по строгости приближа­ется к Великому. Св. Симеон Солунский пишет, что «пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особен­но Она молилась о нас, когда намерева­лась перейти от здешней жизни к буду­щей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны по­ститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздни­ков, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспо­минания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатай­ство за нас».

4) Рождественский пост, который пре­дваряет праздник Рождества Христова за 40 дней и потому называется также четы-редесятницей.

По словам Льва Великого, Рожде­ственский пост есть жертва Богу за со­бранные плоды. По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождествен­ской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на камен­ных скрижалях начертание словес Бо-жиих. А мы, постясь сорок дней, созер­цаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотив­шееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя по­каянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, и чтобы кроме обыч­ных даров и жертв принесли Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

К однодневным постам относятся: 1) среда и пятница в течение всего года в воспоминание предания Спасителя на страдания и смерть и самих страданий и смерти Его (в сплошные седмицы и Святки пост в среду и пятницу отме­няется); 2) Крещенский сочельник — 5(18) января; 3) Усекновение главы Ио­анна Предтечи — 29 августа (11 сентяб­ря); 4) Воздвижение Креста Господня — 14(27)сентября.

ПРАЗДНИКИ Праздники — это осо­бые, священно-торжественные периоды в духовной и литургической жизни Церкви, служащие выражением светлого, радост­ного христианского чувства, укоренен­ного в вере в искупительный подвиг Гос­пода нашего Иисуса Христа. Христиан­ские праздники несут живое воспомина­ние о земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери, призывают к благо­дарению Бога за Божественное смотрение о спасении человека и побуждают к деятельному упражнению в христианских добродетелях.

Праздничные дни в Церкви, по словам архиепископа Аверкия (Таушева ) — «это не дни праздности, безде-лия, ничегонеделания, но дни „празд­ные", то есть свободные от всяких житей­ских трудов, забот и попечений, с тем чтобы можно было легче и всецело посвя­тить их Богу, это дни святые — „святки", как их называли у нас в народе».

Святой праведный Иоанн Кронштадт­ский пишет, что «Святая Православная Церковь через свое ежедневное богослу­жение и через свои годичные праздники будит людей, чтобы воспрянули от гре­ховного сна и житейских пристрастий и вспомнили о своем предназначении».

Церковные праздники по важности связанных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения разделя­ются на великие, средние и малые.

Великие праздники — «двунадеся­тые» — Рождество Христово (25 декабря — все даты по старому стилю), Богоявление (6 января), Сретение Господне (2 фев­раля), Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой), Бла­говещение Пресвятой Богородицы (25 мар­та), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи), Пятидесятница, или Троица (на пятидесятый день после Пасхи, то есть в седьмое воскресенье), Преображение Господне (6 августа), Ус­пение Пресвятой Богородицы (15 авгу­ста), Рождество Богородицы (8 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Воздвижение Креста Гос­подня (14 сентября). Но в первую очередь сюда принадлежит Пасха, Восресение Христово как «праздников праздник», имеющий церковную службу, отличную от всех двунадесятых праздников.

Богослужение в день великого празд­ника достигает особой торжественности. Священнослужители облекаются в свет­лые одежды, и богослужение совершается при полном освещении храма. Пению, как выражению радостного состояния, в день праздника отдается предпочтение перед чтением.

Приличнейшим положением тела при молитве в эти дни Церковь считает стояние, и потому на некоторые праздники определенно запрещено коленопрекло­нение. Наконец, подчеркивая радость и торжество, Церковь ослабляет или вовсе отменяет в эти дни посты.

К великим праздникам, не входящим в число двунадесятых, относятся: Покров Пресвятой Богородицы (1 октября), Об­резание Господне (1 января). Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), день памя­ти святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Усекновение главы святителя Иоанна Предтечи (29 августа).

Праздники средние делятся на два вида: одни из них имеют всенощное бде­ние, а другие только полиелей. К сред­ним праздникам относятся и праздники, которые празднуются в приходских хра­мах — воспоминание какого-либо собы­тия или местночтимого святого.

По словам архимандрита Иоанна (Кре-стьянкина), «все наши церковные празд­ники мы должны переживать в своей душе не как давно совершившееся собы­тие, а как будто мы являемся непосред­ственными участниками этого события, ибо дело нашего спасения не просто когда-то совершилось, а оно совершается все время над каждым из нас и при на­шем участии».

ПРОСФОРА. Просфора (в переводе с греческого — «приношение») состоит из двух соединенных между собой круглых частей, верхней и нижней. На верхней части мы можем видеть икону праздника или святого, особо чтимых в данной местности, но чаще всего ставится пе­чать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста 1С и ХС (Иисус Христос), под перекладиной HIKA (по-гречески — победа). Печать на просфо­ре бывает или круглая, или четырех­угольная.

Просфора, которая дается в храме, яв­ляется святыней.

Имена, указанные в записках, прочи­тываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «выну­тая». После литургии освященные («вынутые») просфоры можно получить за свечным ящиком.

Просфора вкушается верующими не для насыщения, а для освящения. Про­сфору следует вкушать прежде принятия всякой пищи, натощак.

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ установлено Самим Господом Иисусом Хри­стом на Тайной вечере накануне Его стра­даний и крестной смерти (см.: Лк. 22, 14-22).

Так же, как апостолы на Тайной ве­чере, и мы под видом хлеба и вина вку­шаем самое пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его честную (драгоценную) Кровь и через это таинственно соединяемся с Ним. Если человек подходит к причащению только как к внешнему действию, обряду, совер­шая это к тому же лишь по обычаю или по каким-либо другим, не имеющим от­ношения к сущности таинства соображе­ниям, то к такому полностью относятся слова апостола Павла: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недо­стойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя чело­век, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осужде­ние себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 27-29). Поэтому христианин дол­жен благоговейно подготовиться к уча­стию в этом таинстве.

Приготовление к причастию (оно на­зывается говением) продолжается не­сколько дней. Телу предписывается воз­держание, то есть телесная чистота и ограничение в пище (пост): исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца, обычно и рыба. Постная пища употребляется в умеренном коли­честве. Ум не должен рассеиваться по ме­лочам житейским. В дни говения надо чаще посещать храм и усилить домаш­нюю молитву. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении, дома прочесть три канона (ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю) и правило ко святому при­чащению. Вечерние и утренние молитвы также должны быть прочитаны. Иногда правило ко причащению разделяют: ве­чером, вместе с вечерними молитвами читают канон ко причащению, а утром, вместе с утренним правилом, молитвы ко причащению.

Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах — исповеди и разрешительной молитвы священника (исключение делается для детей до семи лет, они подходят к святой чаше без ис­поведи).

«После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не воз­вращаться назад, то есть на прежние грехи», — советовал преподобный Ам­вросий Оптинский.

Когда отверзаются Царские врата и священнослужители выносят чашу со Святыми Дарами, надо положить земной поклон и сложить руки крестообразно на груди, правую поверх левой.

Ко причащению, по древним прави­лам, подходят сначала чтецы и певцы, потом монашествующие, потом дети (раньше всех подносят младенцев) и

Остальные миряне. По традиции, муж­чины подходят раньше женщин. Такой же порядок желательно соблюдать и при елеопомазании, и когда прикладываются ко кресту после литургии.

Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду.

Подойдя к чаше, громко и отчетливо назовите свое полное имя. Приняв свя­тые Дары, плотно сомкните уста, чтобы ни в коем случае не потерять частицу или капельку Даров. Прикоснитесь губами к нижнему краю чаши как к ребру Хри­стову, из которого истекла на Кресте кровь и вода. Разжуйте, если необходимо, частицу Даров и немедленно проглотите.

У чаши креститься запрещено! Под­нимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить святые Дары. Нельзя также тро­гать чашу руками и целовать руку свя­щенника в этот момент.

После причащения надо сразу подойти к столику с запивкой, принять освящен­ный хлеб и выпить теплоту (теплая вода с вином или сахаром). Только после этого можно открывать уста для каких-то слов если есть в этом необходимость.

Если святые Дары преподают из не­скольких чаш, принимать их можно только из одной. Причаститься дважды в день — страшный грех. Из какой чаши причащаться — совершенно все равно: во всех чашах одно и то же Тело и Кровь Христовы.

В день после причастия не принято становиться на колени, за исключением поклонов перед плащаницей Христовой в Великую субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. После причастия также нельзя плевать. Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по святом причащении. Если молитвы читаются в храме, нужно выслушать их.

До шестилетнего возраста включи­тельно младенцы причащаются без при­готовления, положенного для мирян.

Не допускаются к Причастию: су­пруги, имевшие во время говения супру­жеское общение; женщины в период очищения.

СВЕЧА — это знак добровольной жертвы человека Богу и храму, символ, она выражает нашу горячую любовь к тому, перед чьим образом ставится — ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому. И если у нас нет этой любви, если вместе с пламенем свечи не пламе­неет наша молитва, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша на­прасна.

К несчастью, такое происходит не­редко. Мы вспоминаем о Боге, о Богома­тери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думаем, что доста­точно поставить перед иконой свечу, и все будет хорошо, все наши желания ис­полнятся — как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи! Ставя свечи в за­боте о здоровье или об успехе какого-либо дела, мы не только не любим тех, кому ставим свечи, но даже не знаем, кому мы возжигаем эти свечи.

Не зная Закона Божия, живя как не­верующие, как язычники или еще хуже, мы думаем, что, поставив свечу, выпол­нили долг, что мы чисты и праведны. Бывает даже так, что мы не считаем грехом обмануть, притеснить, недопла­тить. Мы радуемся, если это удается. И несем Богу свечи — точно свеча может умолить за нас и умилостивить Бога! К чему Мне множество жертв ваших? …Не носите больше даров тщетных. …И когда вы умножаете моления ваши — Я не услышу, — вот что Господь говорил ев­реям, которые, проводя нечестивую и беззаконную жизнь, приносили жертвы Богу (Ис. 1, 11, 13, 15). Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами — зна­чит, и над свечами, — когда приносящие их не заботятся о важнейшем, об угожде­нии Ему своей жизнью.