Ветхозаветный закон и новозаветная любовь

Чтобы исполнять то, к чему призывает нас Гос­подь, нужно любить… Здесь мы можем говорить, что есть закон, а есть любовь. Это как в Священ­ном Писании — есть Ветхий Завет и есть Новый Завет. Существует закон, который регламентирует поведение людей в обществе, в семье. Например, все знают, кто в семье что должен делать. Муж должен обеспечивать семью и заботиться о ней, быть примером для детей. Жена должна почитать мужа, вести хозяйство, содержать дом в порядке, воспитывать детей в почитании Бога и родите­лей. Дети должны слушаться родителей. Все должны, должны, должны… Ответ на вопрос, должен ли муж заниматься домашним хозяй­ством, однозначный — не должен. Это ответ по закону, это Ветхий Завет. Но если мы обратимся к Новому Завету, который поставил над всем за­коном заповедь любви, то ответим несколько по-другому: он не должен этим заниматься, но мо­жет, если любит свою семью, свою жену и в та­кой его помощи есть необходимость. Переход в семье от «должен» к «может» и есть переход от Ветхого к Новому Завету. Мужчина, конечно, не должен мыть посуду, стирать, нянчить детей, но если жена не успевает, если ей трудно, если ей невмоготу, то он может это сделать из любви к ней. Так же и другой вопрос: должна ли жена со­держать семью? Не должна. Но может, если она любит мужа, а в силу обстоятельств у него не по­лучается это делать в полной мере. Например, бывают времена, когда мужчины, обладающие Уникальными профессиями, высококлассные специалисты, остаются без работы: закрываются заводы, сворачиваются научные и производст­венные проекты. Мужчины довольно долго не могут приспособиться к такой жизни, а женщи­ны обычно перестраиваются быстрее. И женщина не должна, но может содержать семью, если так складываются обстоятельства.

Если в семье есть любовь, то вопрос «дол­жен — не должен» сам отпадает. А если начина­ются разговоры, что «ты должен деньги зарабаты­вать» — «а ты должна мне щи варить», «ты должен вовремя с работы приходить» — «а ты должна за детьми лучше смотреть», то это значит — любви нет. Если переходят на язык закона, язык юриди­ческих отношений, значит, любовь куда-то ис­чезла. Когда есть любовь, то все знают, что, кроме долга, есть еще жертвенность. Это очень важ­но. Поэтому никто не может заставить мужчину заниматься домашними делами, только он сам. И женщину никто не может заставить содержать семью, только она сама может решиться на это. Нужно с любовью «друг друга тяготы носить» и при этом не возноситься и не нарушать семейную иерархию.